От неверия к причастию

cover_content__MG_7149

В рамках программы «Духовные родники» портал 36on.ru провел вторую встречу студентов ВГАСУ со священником. В этот раз речь шла о вере и неверии, о том, как можно себя считать христианином и не быть им.

Портал 36on.ru проводит серию встреч воронежских студентов с православными священниками Воронежской епархии. Проект называется «Фома неверующий». В нем участвуют четыре воронежских ВУЗа: ВГАСУ, ВГУ, ВИВТ и ВГИФК.

Название беседы «Фома неверующий» может кому-то показаться обидным, ведь как же так? Большинство из нас крещено, многие по большим праздникам бывают в храме. Но это название как бы характеризует настроения общества в вопросах веры. Называться Фомой неверующим, как разъяснил отец Павел Семёнов, ещё надо заслужить.

content_content__MG_7106Перед началом беседы отец Петр попросил поднять руки тех, кто крещен. Подняли практически все. Затем попросил тех, кто ходит в храм. Оказалось гораздо меньше. А кто читает Евангелие? Ещё меньше.

Отец Павел пересказал отрывок из Нового завета, где Фома обозначил своё неверие, о том, как поверил в воскресение Иисуса только после того, как увидел учителя и смог дотронуться до его ран.

– В церковных богослужебных текстах неверие Фомы называют добрым, – пояснил отец Павел. – Почему неверие  Фомы называется добрым? Потому что сомнения бывают двух родов: одно является отрицанием тех вопросов, которые ставит вера, а второе неверие — не как отрицание, а как желание практического опыта. Что и хотел Фома: вложить перста в раны Его.

content_content__MG_7018Сомнения человека в вопросах веры у многих, по словам отца Павла, связаны с тем, что люди просто стремятся убежать от главных, серьезных вопросов своей жизни, главных вопросов бытия.

– Сегодня существуют такие темы, которые табуированы в обществе. Например, тема смерти. Любой вменяемый человек признает тот факт, что рано или поздно надо умереть. При этом современный человек живёт, будто смерти не существует, будто он здесь, на земле, вечен. Каждый день мы приближаемся к этой черте, но человек не хочет об этом думать. Думать об этом неприятно. Мысли о смерти заставляют по-другому относиться к жизни, по-другому расставлять приоритеты. Поэтому неверие многих связано с нежеланием задавать эти сложные вопросы. Другое неверие – это желание удостовериться  самому, опытно познать. Познать – это не значит просто получить информацию, познать — это значит попробовать, вкусить, испытать, пережить, что и хотел Фома. Быть настоящим христианином — это искать этот опыт, эти переживания.

content_content__MG_7095Дальше речь пошла о неправильном понимании веры. Даже если человек признает себя православным, то может им и не являться. По данным социологических опросов, православными считает себя 70% населения страны. Но почему тогда наша страна чуть ли не мировой лидер по преступности, наркомании, алкоголизму, а в столице за последний год вдвое выросло количество детских самоубийств?

– Вся эта статистика говорит о том, что вера большинства несостоятельна. Если человек ходит в храм и носит крестик, то это еще ничего не значит. В Англии говорят: двухразовый христианин. Это когда первый раз человек оказывается в церкви при крещении, второй раз при отпевании. У нас лучше, два раза в год христиане. На Рождество воды святой набрать и на Пасху куличи освятить. Это не православие, а обрядоверие.

Как пример обрядоверия, священник привёл праздник Пасхи. На праздник освятить куличи приходит огромное количество людей, в храме не помещаются все желающие. На улицу выносят столы, на которых люди раскладывают куличи.

– Я совершил ошибку. Сначала освятил куличи, а потом решил прочитать проповедь, рассказать о том, к чему призывает православие, – вспоминает отец Павел. – Но люди ушли. Им куличи нужны, а не Церковь и Бог.

content_content__MG_7087Часто по поводу веры можно услышать позицию, что человек считает себя православным, не ворует, не убивает… Но разве этого недостаточно, разве не эти заповеди оставил Христос? Есть еще одна позиция: главное — не Бог в душе, да и вся богослужебная традиция Церкви не нужна. Священник провел эксперимент по поводу заповедей, того, как их помнят, попросил аудиторию перечислить их. Прозвучали «Не убей», «Не укради» и с некой неуверенностью «Возлюби ближнего своего». А «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» не прозвучала.

Отец Павел пояснил, к чему приводит в современном обществе несоблюдение этой первой заповеди, заповеди любви к Богу. В благополучных европейских странах люди придерживаются идеологии антропоцентризма и гуманизма. Там низкий уровень преступности, хорошая социальная защищенность населения, благополучие, но при этом однополые браки, партия педофилов и прочие современные «прелести».

– В Европе идет дехристианизация, отказ от Бога. Какое отношение между людьми возникает без Бога? Об этом писал Достоевский. Он пришёл к мысли, что если Бога нет, то всё позволено. И убийство, и блуд.

Студенты задали вопрос, зачем нужен храм — разве не достаточно личной молитвы? Отец Павел объяснил, что личная молитва — это прекрасно, но Церкви главное — это Святое Причастие, и прочел небольшую лекцию об этом таинстве.content_content__MG_7019

http://rodniki.36on.ru/docs/152-ot-neveriya-k-prichastiyu

Запись опубликована в рубрике Новости, ФОТО с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.