Врачеватели тел и душ. Почему медики близки к Богу?

Зачем Господь посылает человеку болезни? Какие духовные проблемы бывают у самих врачей? Почему медики принимают священный сан? Об этом и не только мы поговорили с двумя врачами, ставшими священниками. Протоиереем Сергием Баклановым и священником Павлом Семеновым.

Зачем Бог посылает человеку болезни?

Священник Павел Семенов

Отец Павел:

Прежде всего, надо сказать что болезни, страдания, старение и смерть – это процессы, которые онтологически связаны с грехом, являются следствием грехопадения первых людей. Господь промышляет, заботится о нас, направляя последствия грехов ко благу.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что Бог не попускает быть никакому искушению, если из него не выйдет для человека польза, или, по крайней мере, не будет ограничено большее зло. В этом смысле можно сказать, что всё, что происходит с человеком, может послужить его спасению: «Любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим 8:28).

В отношении каждого отдельного человека болезнь являет себя по-разному. Одному человеку она помогает обуздать его страсти. Например, человек пил, но в болезни начинает вынужденно ограничивать себя в этом пороке. Для другого человека болезнь может послужить к переосмыслению вообще всей его жизни, помочь ему обратиться к Богу. «Одр болезни часто бывает местом самопознания и богопознания», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Для третьего – это очистительное страдание, через которое его душа преображается и как через духовный трамплин восходит к Богу. По мысли святых Отцов, терпение болезней с благодарением заменяет и превосходит все телесные подвиги.

В каждом отдельном случае болезнь остаётся тайной. Главное понять, что болезнь не напрасна и не случайна, в страданиях есть смысл.

Отец Сергий:

Священник, врач скорой и спасатель - протоиерей Сергий Бакланов

Итак, для чего же нам посылаются болезни? Для того, чтобы человек изменился, чтобы он остановился в своей суетной жизни и задумался о том, что впереди жизнь вечная, и что у Бога насчет каждого человека, одна цель: спасти его бессмертную душу, привести каждого человека в своё Царство Славы.

Какие духовные проблемы бывают у самих врачей?

Отец Павел:

Первое искушение – некая отстраненность от пациента, профессиональный цинизм, огрубение сердца. Когда врач забывает, что перед ним живая душа, а живого человека воспринимает просто как рабочий материал, без сочувствия, без сердечного участия. Святитель Лука Крымский говорил, что «для врача не может быть «случая», а только живой страждущий человек».

Ещё бывает корыстолюбие, когда врач видит в своей работе не высокое служение, а в первую очередь источник заработка. Как следствие, такой врач вступает в сделку со своей совестью, для него пациенты становятся средством. Он назначает им бесполезные дорогостоящие лекарства или обследования, чтобы получить от этого какую-то прибыль. Некоторые доходят, до того, что отказываются лечить больных без взятки. Это уже крайняя степень нравственной деградации.

Врачеватели тел и душ. Почему медики близки к Богу?

Следующее искушение врача – непрофессионализм. Врач должен постоянно развиваться. Если он не развивается, не повышает свою квалификацию, не читает современных исследований в той области, которой занимается, то не сможет эффективно помочь пациенту.

Врач может быть очень набожным человеком, но его набожность должна быть соединена с профессионализмом, вот это очень важно! Медицина – это наука, которая постоянно развивается. Те лекарства, которые были раньше, со временем устаревают, пересматриваются схемы лечения, подходы к обследованию. Так что врач должен постоянно учиться, если он не учится, то очень сильно погрешает.

К этим проблемам можно прибавить ещё одну – когда врач слишком надеется на человеческие знания, когда он мало молится Богу, не обращается к Нему, забывает, что без Бога не действует таблетка и самый профессиональный врач может допускать ошибки.

Один священник рассказывал, как в его сибирском городе жил врач, который делал просто потрясающие операции. И вот у его дочери случился острый аппендицит – для него это лёгкая операция, поставленная на поток. Он сам её оперировал и во время операции в брюшной полости забыли зажим. И его дочь умерла. Вот один из примеров.

Человек может быть очень компетентным, очень умным, но от ошибки не застрахован никто. Всегда нужно помнить это и сопровождать своё служение пациентам молитвой.

Отец Сергий:

С цинизмом, с огрубением сердца я, честно сказать, не сталкивался. Возможно, я таких людей среди коллег-врачей просто не вижу, не замечаю. Возможно, забываю быстро – мне сложно сказать.

Я замечал, как некоторые люди, постоянно профессионально связанные с потерями, начинают регулярно пить. Даже на работе. Алкоголизм – это порок. Но как-то за это упрекнуть этих врачей у меня язык не повернётся. Я знаю, как это больно, работал в реанимации реаниматологом.

Для меня самым страшным звуком в мире так и остался приглушённый голос человека, объявляющего: «Бесполезно. Время смерти столько-то часов, столько-то минут». Это произносит старший в реанимации, когда спасти больного не удаётся и реанимация должна быть прекращена. Это, конечно, всегда большая травма для врачей.

Почему медики принимают священный сан?

Отец Павел:

Я думаю, что тут дело не в том, что именно медики принимают священный сан. Его принимают люди разных профессий: военные, учителя, шахтёры, спортсмены. Другое дело, что медицина очень близка к священнослужению.

Можно сказать, что есть три такие профессии – врач, учитель и человек в погонах – которые очень близки к священническому служению. Поэтому и переход от этих профессий в священство может быть облегчён. Эти профессии нельзя назвать «работой». Их оправданно именовать высоким словом «служение». Именно в служении человек главной целью своей ставит помощь страждущим. Помощь, выходящую за рамки «рабочего дня». Прибыль и всё остальное является в этом случае побочным, второстепенным. Только тогда человек в погонах, врач и учитель могут состояться как специалисты с большой буквы.

Пример Спасителя и святых врачей подвигает медика относиться к пациентам «с сердцем», с состраданием. Это сострадание заставляет его искать большей помощи для этих людей. И, нередко, располагает врача к принятию священного сана.

Святые-бессребреники, врачеватели Косма и Дамиан

Священник в каком-то смысле может помочь человеку больше, может помочь ему духовно, через него Господь отпускает грехи, приобщает людей Святых Тайн, подает исцеляющую силу в Таинстве соборования. Это отнюдь не умаляет, конечно, медицину и служение врача, просто у каждого своё призвание, своё служение, свой путь.

Отец Сергий:

Сам я никогда даже не думал быть священником. Был врачом и просто прихожанином в храме, радостно всем занимался. Но был девяносто первый год, и некому было служить. Тогда наш владыка, тоже врач по образованию, призвал меня. Так вот получилось.

И всё же медики к Богу действительно зачастую ближе, чем люди других профессий. Потому что медики, не только врачи, но и медсёстры, очень много видят случаев буквально чудесных. Видят, как изменяется прогноз, участь больного, страдающего человека совершенно неведомым путем. Ясно, что по воле Божией это происходит.

Когда я служил врачом-спасателем, как реаниматолог видел, что вероятность человеку выжить в определённой ситуации от силы семь-двенадцать процентов. Но по милости Божией получалось, что он выживал. Его родные приходили потом, говорили, что им все специалисты сказали, что их близкий выжить не мог. Я им отвечал: «Я знаю, но милость Божья для нас случилась».

Это удивительное действие происходило много раз. Поэтому, кстати говоря, я как-то немножко перестал воспринимать слово «чудо». Потому что понял, что для Бога чудес нет. Для него это просто Его промысел, его дела. А для нас это чудо, потому что это никакой логике не поддается, в статистику не укладывается.

Пример Спасителя, святых Космы и Дамиана, святого Луки Крымского на врачей, конечно, влияет. Почти у каждого врача есть в кабинете на полке книги владыки Луки, особенно у хирургов. У многих присутствуют иконы.

Порою наедине со святыми наши коллеги-медики разговаривают. Это даже не молитва, а просто разговор про какого-то пациента. Например, сложная ситуация, неблагоприятный прогноз и так далее. Я встречался с тем, что человек об этом рассказывает святому. Как будто они сидят, и чай пьют вместе. И радостно удивительно, что после таких бесед порой меняется течение болезни.

С состраданием – тоже очень большая и глубокая тема, потому что сострадание с одной стороны, понятно. С другой стороны, достаточно многие люди сострадать другим опасаются. Даже некоторые священники говорят: «Нет, нет, нет. Это не нужно принимать близко к сердцу. Ни в коем случае. Нужно дистанцироваться!». Но Христос нам всем сострадал и сострадает. Святые поступали так же.

Сейчася служу, Слава Богу, в отделении паллиативной помощи, практически в хосписе. Там лежат пациенты с онкологией четвертой стадии. Я постоянно с ними общаюсь. И наша заведующая отделением – православный человек и опытный врач – сказала, что если мы не будем принимать это к сердцу, мы не сможем помочь нашим пациентам.

Бывает, что сердце словно разрывается от боли. Например, в отношении потерь, потому что в этом отделении они не редки, прямо скажем. Когда уходит пациент, с которым мы близко по-дружески, по-родственному общались, это очень тяжело переживать.

Я спрашивал заведующую, которая много лет занимается этой помощью, можно ли как-то избежать этой невыносимой боли? Она, печально глядя мне в глаза, сказала: «Отец Сергий, этого не избежать никак. Нам придётся умирать с каждым! Вот такое дело».

Поэтому опыт сострадания, сострадательного отношения, для пациентов и их близких это самые главное. От сострадания очень сильно зависит течение болезни. Люди совершенно по-другому начинают её переносить, когда чувствуют вовлечённость в их ситуацию своего доктора.

Можно ли говорить о том, что врач-священник может лучше помочь как своим пациентам, так и членам своей храмовой общины?

Отец Павел:

Есть такие занятия, профессии, которые требуют всего человека, поэтому врач-священник в одном лице – выглядит очень красиво, звучит очень красиво, но по факту бывает не очень хорошо. Ведь и медицина, и священнослужение, если к этому подходить с полной отдачей, требуют всего человека. Этот кризис переживал в своей жизни святитель Лука Крымский.

Священник и врач Лука Крымский

Мне кажется, что выше священнического служения нет ничего. Когда человек принимает священный сан, то в идеале, в норме, он должен оставить всё остальное.

Но здесь очень много оговорок бывает, очень много разных обстоятельств. Например, когда священник служит за границей там нагрузка священническая не такая, как здесь у нас в России, да и сам священник вынужден иметь светскую работу. Если у него первая специальность врачебная, токонечно он будет работать врачом.

Или вот если священник-врач находится в таком месте, где врача вообще нет, то конечно он свои знания будет применять в той степени, в которой возможно. Опять же, в случае, когда священный сан принимает врач, имеющий колоссальный опыт работы…

Одним словом, бывают исключения. Но мне кажется, что они только подтверждают правило: человек, принимающий священный сан, «избравший благую часть», должен оставить иные поприща.

Священник должен быть человеком молитвы, он должен заниматься душепопечением, должен проповедовать, церковным учительством заниматься. Это требует огромных ресурсов: временных, эмоциональных, душевных. Врач должен тоже читать, развиваться. Совместить это чрезвычайно трудно.

Отец Сергий:

Вобщем-то логика в этом есть. Врачебный опыт действительно может пригодиться священнику. Но скорее не в части профессиональных умений, а в части как раз внимания к своему прихожанину, умения входить в его ситуацию, сопереживать.

Я с четырнадцати лет в операционной. Работал санитаром, медбратом, акушером, фельдшером, врачом, врачом-спасателем. Но столкнулся с тем, что приобретённые мною профессиональные навыки и знания, сами по себе ничего не дают. Прежде всего, должно быть желание помочь человеку. Искреннее и сильное.

В четырнадцать лет, когда я первый раз присутствовал на операции под местной анестезией, девушка на операционном столе реагировала на все движения. Тогда я набрался смелости и сказал хирургу: «Может быть, добавить обезболивание? Она покрикивает, постанывает». А он ответил: «Ей не больно, ей просто страшно. Ты с ней поговори. Сам увидишь, что будет!».

Мы с ней стали разговаривать. Потом она попросила мою руку, взяла меня за руку, и больше до конца операции от неё не было ни звука. И тогда я убедился в том, что во главе угла всегда должно быть именно участие.

Сострадательное сердце, открывает просто невероятные возможности! Медики умеют слышать, а это главный навык, как мне кажется, и для священнослужителя тоже. Потому что слушать и слышать, согласитесь, это совершенно разные вещи. Слушают очень многие, а слышат, к сожалению, не все. Медицинский опыт помогает именно слышать человека. Так что, наверное, можно сказать,что врач-священник в этом аспекте может лучше помочь своим прихожанам.

Источник: Интернет-журнал «ЕлицыМедиа» (www.media.elitsy.ru).

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.