Любим или ненавидим?

0_6496b_8274fd74_XL

Симферопольский Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Фото с сайта  hram-troicy.prihod.ru

Земное благополучие настолько важно для человека, что житейские соображения то и дело вступают в противоречие с заповедями Божиими. Часто люди говорят: «В наше время невозможно выжить, исполняя заповеди». А Господь Иисус Христос говорит: «На земле терпите скорби, и этим спасете души ваши». Протестанты вносят поправку: «Если у человека неприятности, богатство не идет к нему, значит, он неугоден Богу».

Примерно также поступали книжники и фарисеи, когда Господь пришел на Землю, чтобы вернуть людям истину. Из всех заповедей, завещанных пророком Моисеем, законники тогда практиковали сами житейские: обрезание, омовение, соблюдение покоя в субботу, десятину на храм… проповеди Спасителя нарушили их религиозный комфорт, а почет их оказался под угрозой. Фарисеи подсылали к Спасителю искушенных законников, чтобы уловить неточность в Его словах и низвести сына Божия в глазах народа на уровень проповедника. Но идущий против Господа всегда бывает посрамлен. Один из вопрошателей спросил: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22,36). Книжник рассуждал так: если Он скажет «обрезание», я скажу «почитание субботы», а если Он назовет субботу, я буду доказывать, что обрезание. Спаситель указал ему на самую суть всех заповедей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39). Исполни заповедь Божию, и тебе будет ясно, как справиться с остальными. Сербский святитель Николай (Велимирович) задается вопросом, который может возникнуть у каждого: «Господь заповедал нам любовь, а заповедь – это закон. Но разве можно законом заставить любить?».

Там, где речь идет о любви, предполагается свобода. Но для ребенка естественно любить свою мать. И хотя она не говорит ребенку: ты обязан меня любить, если ребенок не слушается, разве не станет она его увещевать: «Ты видишь, как я тебя люблю, как я о тебе забочусь? Почему же ты обижаешь маму – разве ты меня не любишь?». И, если у малыша все в порядке с совестью и рассудительностью, он поймет и попросит у мамы прощения.

Заповедь Божия должна пробудить в человеке естественное чувство любви к своему Создателю. Как можно не любить Того, Кто дал тебе жизнь и Сам любит тебя? Доказательства этой любви даже в красоте окружающего мира.

Но человек призван не просто оценить красоту, а через созерцание ее познать творца всего сущего, ощутить Его любовь, Его заботу и ответить на них любовью и доверием.

Чтобы спасти Свое создание от рабства греху, Сын Божий спустился в самое сердце ада, чтобы избавить человека от адских мук. Если призадуматься, нельзя не поразиться нашему бесчувствию. Особенно, понимая, что любовь к Богу нужна нам для нашего же спасения.

Ради временных земных благ мы отказываемся от Царства Небесного и вечной жизни. Как спасет Господь человека, если тот любит не Его, а свои рабские цепи?

«Любовь к Богу основывается на любви к ближнему», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Прощаясь с учениками Своими на Тайной Вечере, Иисус Христос говорит им: «… как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34). Слова эти Господь произносит после того, как умыл апостолам ноги, показывая, в какой мере христиане должны служить друг другу, и перед тем, как принести себя в жертву за всех людей, в том числе, и за врагов Своих. Преподобный Силуан Афонский считал критерием истинной близости к Богу любовь к врагам. Если человек способен любить их, значит, и близких своих он любит по-настоящему. Вы возразите: враги врагами, а близкие нам дороги. К сожалению, мало кто умеет любить даже своих детей. Пример. Заболел ребенок. Маме хочется, чтобы он поскорее выздоровел, потому что его болезнь осложняет ей жизнь: она не спит ночами, из-за отсутствия на работе начальство смотрит косо… занятому папе приходится бегать по аптекам. Больше того, мы порой испытываем ненависть к нашим детям и любимым людям.

Схиигумен Савва доходчиво пишет об этом в письме к Д.: «Мало людей, свободных от этого греха… Ты можешь возразить: «Никогда ни к кому я не питал ненависти, хотя и любовью не пылаю к каждому встречному». Вот-вот, друг мой!…, в ком нет любви к каждому встречному, в том живет грех ненависти…».

Оптинские старцы советуют: «Для того чтобы уметь любить, поступай так, как если бы ты уже любил, и Бог, видя твое стремление, пошлет тебе любовь».

Говорят, у того, кто любит, «душа поет», а у того, кто ненавидит? Представьте, что наш враг зол на весь мир и весь мир отвечает ему тем же. Что же, и мы прибавим свое зло?

«Если не обратитесь и не будете, как дети, — не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3), — учит господь Иисус Христос. Царство же небесное, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, это и есть любовь Божия. Если человек любит, оно внутри него, и он всем несет добро. Если же ненавидит – в душе его ад, в котором страдает он сам.

Господа можно возлюбить только всем существом своим: умом, который понимает законы, глазами, которые видят свет, сердцем, способным испытывать радость общения с Богом, волей, которая подвигает человека к исполнению заповедей Божиих, телом, которое выражает наше поклонение и благоговение перед Всевышним.

Если мы любим все людей, носящих в себе образ Божий, — мы любим Бога. Если же хоть к одному человеку мы испытываем неприязнь, нет в нас любви, для которой сотворил нас Господь.

Протоиерей Виктор Праздничный

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.