Наука и религия. Часть 7

83689.b

Церковь Покрова на Нерли, Суздальский район, Владимирская область. Фото с сайта pravoslavie.ru

5. НАУКА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН В МИРОВОСПРИЯТИИ

Религия, как мы знаем из определения, предполагает не только понятие «благоговения», но именно «связи», то есть религия предполагает связь человека и Бога. Она устремляет человека за линию земного бытия, связывает теми законами, которые в нас присутствуют, но выражаются в другой реалии или, можно сказать, имеют силу, по мысли Симеона Нового Богослова. Религия, которая формирует цельность человеческую, дает и цельность понимания происходящего в мире и мира в отношении к Абсолютному Богу. Религиозность предполагает исследование предметов в перспективе, в бесконечном, то есть абсолютное и бесконечное раскрываются через свои понятия и проявляются образами конечного мира. «Небеса поведают славу Божию, творение же рук Его возвещает твердь», — так говорит боговдохновенный пророк Давид (Пс.18. 2).

Сейчас, говоря о науке, мы сталкиваемся с «естественными откровениями». Ломоносов, предвосхищая воззрения многих больших ученых наших дней, говорил: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители»(2).

5.1 НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ

В «Основном богословии» серьезные выводы (по замечанию научных деятелей, кто серьезно занимается наукой, не может остаться неверующим) называются аргументами в пользу бытия Бога. Вот самые интересные из них.

5.1.1. КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ

Во-первых: вся наука обязана христианству уже тем, что в основу своего развития приняла принцип детерминизма и восхождения к первопричине. Во-вторых, сам этот принцип помогает разрушать «научное нагромождение» научными же наблюдениями, выводами и опытами, подводя не только к абстрактной причине, но уже к разумному и личному Богу. Взять хотя бы для примера теорию происхождения Солнечной системы Лапласа-Канта, известную со школьной скамьи. Согласно этой теории: первоначально вещество в космосе находилось в газообразном состоянии, представляя из себя громадный шар. Вследствие концентрации элементов в этом шаре появилось более плотное ядро, а затем возникло вращательное движение вокруг собственной оси, сначала медленное, а с большим сгущением массы и с соразмерным уменьшением объема, оно становилось все быстрее и быстрее. Вид шара при этом делался более и более сфероидальным, потому что вместе со скоростью вращения увеличивается и центробежная сила. При продолжающемся сгущении в целом и равномерно увеличивающейся отталкивающей силы  периферических частиц эта отталкивающая сила в известное время должна была получить перевес над силою центрального притяжения (центростремительной силой). И вот под экватором шара начинается отделение кольца за кольцом, которые в свою очередь, следовали тем же законам и тому же процессу движения. Так шло до тех пор, когда деление должно было остановиться по причине незначительности объема центральной части. Таким образом, путем деления первоначального шара и образовались все мировые тела» (3). Теория настолько не состоятельная, что просто поражает, как эту теорию вообще можно назвать научной, и именно наука и разоблачила всю «ненаучность» выводов.

Первый вопрос, который приходится задать — откуда возникло мировое вещество. Второй вопрос – кто дал ему движение, если мы знаем, что материя сама по себе инертна. Третий вопрос – сила притяжения сама предполагает движение, откуда она взялась. Четвертый – кто дал хаотическому движению такое правильное и законосообразное направление, если для простых тел необходимо различное действие силы притяжения по степени притяжения ее? И т.д.

5.1.2. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ

Он предполагает во всем принцип целесообразности и красоты. Во-первых, интересно то, что научная оценка уже учитывает такие признаки, как простоту (Ньютон), красоту (Дирак), изящество и музыкальность (Эйнштейн), т.е. форму, наполненную упорядоченным содержанием. Эти ученые еще раз подтверждают то, что мир сотворен Разумом Премудрым и Всемогущим. «Закономерная последовательность и систематичность в явлениях природы, раскрываемая наукой, становится понятной и осмысленной только при утверждении, что самый мир не есть простая случайность, что в основе лежит разумное начало – Логос, а не хаос», — говорит профессор Фиолетов. В этом раскрывается Промысел Божий. А во-вторых, поразительное провидение тех вещей, которые еще не проявились но, проявившись, найдут все необходимые условия для существования*.

* В нашем организме, по замечанию биологов, в генах 99,99% мутаций нейтральны, а это значит, что наш организм застрахован на все возможные случаи изменения окружающей среды, то есть он всегда сможет адаптироваться и приспособиться к условиям существования. Человек заранее запрограммирован. Кем, как не Богом, Создателем!

Протоиерей Виктор Праздничный

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.