О бессильной силе зла

39830.p

Священник Павел Семёнов

Проповедь в Неделю 23 по Пятидесятнице. 

Два заблуждения относительно злых духов наиболее часто встречаются среди людей – отрицание их бытия и преувеличение их силы. Главный успех диавола, как кто-то очень верно подметил, в том, что он убедил людей в своём несуществовании. Если не увидишь врага, то не сможешь ему сопротивляться. С другой стороны, магическое мышление навязывает нам ложную мысль о равной силе добра и зла, будто эти два начала сражаются между собой, а человек может определёнными действиями их подчинить своим целям. 

   В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали опровержение обоих заблуждений. Гадаринский бесноватый был мучим не какой-то психической болезнью, которую лечат врачи, а духами злобы. Этот несчастный человек жил в пещере, где евреи хоронили своих умерших. Он был настолько свиреп, что разрывал цепи, которыми его пытались удержать. Когда Господь Иисус Христос проходил мимо этого бесноватого, то бесы закричали его устами. Они говорили от своего лица и знали то, что сам бесноватый, живущий в склепе и не имевший общения с людьми, знать не мог. Всё это подтверждает факт бытия нечистых духов, как и последующая гибель свиней, сорвавшихся в воду.

   Господь повелевает бесам выйти, а они просят Его разрешить им войти в свиное стадо. Отсюда следует, что никакое действие зла невозможно без Божьего попущения. Почему же Бог допускает бесам войти и погубить свиное стадо? Для того чтобы, во-первых, дать нам знание о действии злых духов, во-вторых, показать, к чему может привести общение с ними. Люди, которые уподобляются свиньям в своей греховной жизни, становятся добычей демонов, которые губят их.

   Бесы, будучи бесплотными духами, обладают намного большей силой, чем мы. По словам, преп. Силуана Афонского, если бы не Господь, то один бес мог бы коготком перевернуть весь земной шар. Но перед Богом зло бессильно. Господь Иисус Христос своей Крестной Жертвой победил диавола и освободил нас от рабства ему. Он дал нам власть попирать нечистую силу. Чинопоследование Таинства Крещения начинается с чина отречения от сатаны. Священник трижды спрашивает крещаемого или восприемника: «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его?». Потом после троекратного отречения предлагает повернуться на запад – символ тьмы – и говорит: «Дуни и плюни в него». То есть, все мы, сами или через наших крёстных, плевали в диавола! Об этом стоит помнить.

   Сейчас многие люди испытывают страх перед колдовством, порчей и подобными вещами. Этот страх ещё и культивируется телевиденьем. Многочисленные передачи рассказывают о аномальных явлениях, людях со сверхспособностями, повсюду рекламируют всевозможных экстрасенсов и гадалок. В связи с этим стоит вспомнить святых Киприана и Иустину. Эти святые не только имеют дерзновение в молитве против духов злобы, но и своей жизнью дают нам хороший урок.

   Св. Иустина была христианкой и жила во времена гонений на рубеже 3-4 веков. В неё влюбился знатный юноша-язычник и пытался добиться её расположения, чтобы взять в жёны. Св. Иустина, не желая выходить замуж за язычника, была непреклонна. Тогда юноша обратился к помощи самого сильного колдуна в Антиохии, языческого жреца Киприана. Киприан использовал всё своё искусство, но его чары против Иустины были бессильны. Тогда он понял, что христианский Бог истинен, а те, кому он служил, ничтожны, покаялся, сжёг свои книги и принял св. Крещение.

   Диавол не имеет никакой власти и бессилен перед истинным христианином. Апостол Павел восклицает: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»  (Рим.8:38,39).

   Зло касается нас постольку, поскольку мы даём ему права над собой, совершая грехи, уклоняясь от церковных Таинств, удаляясь от Тела Христова – Церкви. Своими грехами мы прогоняем Бога из нашей жизни, выбираем зло, поэтому в силу нашей свободы мир лежит во зле, и творятся ужасные вещи. Употребление нашей свободы во зло – вот причина всех бед, грех – единственная причина зла, само зло.

   Поэтому, когда нас постигают скорбные события, внешние и внутренние искушения, не нужно искать виновных вовне. Не нужно думать, кто нас «сглазил», «приворотил» или «отворотил». Причина зла – в нас самих. Необходимо покаяться в своих грехах и обратиться к Богу в молитвах и церковных таинствах. Христианин, пребывающий с Богом и в Боге, из всех случающихся с ним событий получает пользу. А человек, который не живёт духовной жизнью, не молится, не посещает регулярно храм, не старается исполнять заповеди Божии, не исповедуется и не причащается, беззащитен перед злом, он уже принадлежит диаволу, хотя об этом может и не догадываться.

    Будем крепко держаться за ризу Господню, чтобы великие беды прошли стороной, а мы сподобились Царствия Божия!

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.