В обличительной тираде Спасителя, обращённой к книжникам и фарисеем, ключевым и часто повторяющимся словом звучит «лицемеры». Обычно кроткий и милостивый, здесь Господь говорит со священным гневом, огненными, обжигающими словами. Настолько опасен для нас, и поэтому ненавистен Богу этот порок – лицемерие. Думаю, подходящее понятие для раскрытия этого порока – имитация. Имитация в духовной жизни – это ложь, подделка, подмена настоящего ложным, истинного обманчивым, внешним. Кажется, имитация была и есть самой распространённой болезнью верующих людей. Наша повреждённая природа идёт по пути наименьшего сопротивления, ведь казаться кем-то всегда легче, чем быть. Человек так увлекается, что сам начинает верить в свой обман.
Вот очень часто мы живое общение с Богом, истинную молитву подменяем её жалкой имитацией. Вычитываем правила, сотрясая воздух. Выстаиваем службы, мало отличаясь от храмовых табуреток. При этом ставим галочку, мол, всё вычитали, службу отстояли… Настоящая молитва требует больших усилий по собиранию мыслей и чувств, благоговения, трепета. Прп. Варсонофий Оптинский пишет: «Самое трудное… есть молитва – вечная добродетель, которая вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига». Иногда бывает начнёт человек утром молиться, дочитает до середины… Оказывается, вместо утренних вечерние молитвы прочитал!
Наверное, проще всего имитировать пост. Любой супермаркет позволит вам не заметить суровости постного воздержания, разнообразив постный стол вполне постными лакомствами. Бесцельное блуждание по всемирной паутине или обсуждение всех и вся на лавочке сводит пост на нет, даже если во всём остальном мы следуем типикону. Настоящий пост неудобен. Он требует утеснения себя, сокращения всего того, что так любит наш ветхий человек и в чём полагает своё счастье.
Мы имитируем покаяние, когда предоставляем список грехов, похожий на месячный отчёт в какой-нибудь бюрократической конторе. Потому что покаяние – это очень тяжело, больно. Покаяние требует жертв, прежде чем принесёт облегчение и свободу. Нужно не просто осознание грехов, но и раскаяние, ненависть к ним, доведённая до решимости изменить себя по отношению ко Христу. Одной прихожанке священник на исповеди заметил, что с этой же записочкой она приходила в прошлый раз. Оказалось, она с одной и той же бумажкой ходит на исповедь уже несколько лет… Иногда сожалеют, что нет бурных эмоций во время исповеди, нет рыданий, плача, вздохов. Но ведь цель покаяния – примирение со Христом, внутреннее изменение, следствием которого бывает перемена жизни.
Даже участие в Евхаристии мы можем превратить в профанацию. И делаем это из раза в раз, из года в год… Профанация происходит, когда мы подходим к Чаше Жизни по привычке, потому что «давно не причащались» и «уже пора». Живое участие в Таинстве Причащения требует напряжения, сосредоточенности, внимания. Вообще жить со Христом (=быть христианином=верить) нельзя периодически и чуть-чуть. Жить Христом, Им мерить все свои желания и действия трудно. Проще всего заниматься имитацией, оправдывая, успокаивая себя и усыпляя свою совесть. В итоге вся наша жизнь становится большой ложью, самообманом. Мы теряем себя. Не стоит удивляться, что при таком подходе все наши духовные упражнения становятся каторгой, рутиной, нудной повинностью и остаются бесплодными, оставляя в душе горечь и пустоту.
А как этого избежать? Надо перестать обманывать себя, притворяться, казаться, имитировать и начать честно и сознательно жить, целесообразно употребляя все средства нашего освящения. Не пост ради поста, не правило ради правила. Живой Христос должен стать целью всех наших молитв, постов, исповедей.
Священник Павел Семёнов, клирик Вознесенского храма г. Воронежа.