Надежда Семенова
«И все-таки я считаю, что на приходе матушка не должна быть вторым лицом после батюшки. Она не может претендовать на какие-то привилегии и должна быть даже позади его духовных чад», – так думает Наталья Бреева, супруга протоиерея Георгия Бреева, одна из девяти героинь книги «Матушки: Жены священников о жизни и о себе». Книга эта вышла совсем недавно, несколько месяцев назад в издательстве «Никея». Ее автор, Ксения Лученко, собрала под одной обложкой интервью женщин разного возраста, воспитания, образования, которых роднит одно. Их объединяет то, что их мужья во время хиротонии сняли свои обручальные кольца и положили их на престол…
Во вступительном слове к книге Ксения отмечает, как сложно ей было договориться об интервью. Как правило, семейная жизнь духовенства тщательно скрывается от постороннего взгляда, а матушки внимательно следят за впечатлением, которое они производят. Ведь по ним судят и об их муже, и о приходе, а люди нецерковные, так и вообще делают выводы обо всех православных.
В довольно пространных интервью жены священников говорят о своем воспитании, воцерковлении, рассказывают о том, как они познакомились со своими мужьями, какие трудности им пришлось преодолеть, как они воспитывают своих детей, делятся смыслами и собственной философией. В книге вы найдете не только много трогательных и забавных историй их жизни, но и историй трагичных и непростых.
Книга читается быстро и легко, несмотря на то, что многие героини подробно рассказывают о своем детстве, о родителях, о духовниках и наставниках. Все эти рассказы тесно связаны с историей страны, историей Церкви, наглядный пример этой истории.
Ольга Ганаба говорит о приходской жизни 20-30х годов, когда ее отец архиепископ Мельхиседек (Лебедев) начинал свое служение. Анастасия Сорокина делится воспоминаниями своего детства о Печорах и Псково-Печерском монастыре 70х годов.
Наталья Бреева говорит об ужасах блокадного Ленинграда. Ее мама Божьей помощью выжила там, но потеряла мужа и младшего сына. Мама Натальи вместе со своим старшим ребенком Славой чудом выбралась оттуда по «дороге жизни». «Они были удивлены тем, что в доме есть мука, все ходят, улыбаются. Они совершенно отвыкли от этого, и когда мама через месяц впервые засмеялась, Славик заплакал: «Мама, не смейся!».
В книге нет какой-то дидактики и назидательности. Даже когда автор прямо просит дать советы по воспитанию детей или поделиться секретом семейной идиллии, героини делают это очень осторожно, с оговорками вроде «рецептов не существует», «ничего не тиражируется», «каждый человек уникален» и т.д. Автор замечает, что чем опытнее и старше матушка, тем меньше она склонна давать советы. Однако сама история их жизни, их служения Богу, их самоотречения и незаметного ежедневного подвижничества – это богатый материал для размышления.
Многодетные матушки говорят о домашнем укладе, о распределении времени между детьми, мужем, домашними делами и обязанностями на приходе, о трудностях и радостях большой семьи.
Физик – ядерщик по образованию, матушка Лариса Первозванская растит 9 детей. Она рассказывает, что в их доме существует традиция: час-два в день они с мужем обязательно общаются вдвоем. «Нам это необходимо» — говорит матушка.
Ольга Юревич, мама семерых детей, в которую, честно говоря, невозможно не влюбиться, такая она живая, яркая, открытая, делится опытом по организации детского досуга, поста, ежедневной совместной молитвы. «Детям должно быть интересно в христианстве, не скучно. Ведь Бог не скучный. Почему мы показываем все время Бога скучного? Чтобы они кисли и завидовали тому, у кого Его нет?»
Каждая из героинь сама для себя определяет свое место на приходе, в церкви, в светском обществе. Большинство из них пожертвовали любимым делом ради своих детей. Кто-то активно трудится на приходе, помогая своему батюшке во всех его заботах и хлопотах, кто-то полностью посвятил себя воспитанию детей, а кто-то может совмещать работу, творчество с семьей и служением Богу и Церкви.
В целом, книга получилась многоплановой, даже объемной именно за счет того, что все ее героини такие разные, неповторимые, с такой интересной судьбой, с жизнью насыщенной и наполненной. Каждая священническая семья, представленная в издании – это уникальное образование, со своим неповторимым микроклиматом, атмосферой и взаимоотношениями. Но это образование не вещь в себе, не замкнутая система, а часть неизмеримого целого. Люди в таких семьях смотрят не друг на друга, но в одну сторону. Это точно заметила матушка Ольга Ганнаба: « Церковь – живой организм. Домашняя церковь – это также живой организм. Семья должна развиваться. Живой организм никогда не развивается внутрь себя, ради самого себя…И Христос не говорил: соберитесь в комнате, закройтесь и учите друг друга. Но: идите в мир и научите народы. Идите в мир и делайте…Именно так я рассматриваю семейную жизнь – не как что-то ценное само по себе, а как направленное во вне».
текст опубликован в журнале «Фамилия»