Мировоззренческая основа современных биоэтических проблем

Доклад священника Павла Семёнова на Митрофановских Церковно-исторических чтениях.

     18Мы живём во времена бурного развития технологий. Научно-технический прогресс повышает качество нашей жизни, но вместе с тем порождает огромное количество биоэтических проблем. Новые технологии лишь помогают  осуществить идеи, удовлетворить запросы современного человека, связанные с определённым мировоззрением. Очень часто диалог с защитниками абортов, экстракорпоральных методов оплодотворения, эвтаназии, клонирования и прочих богопротивных дел заходит в тупик. Это связано с тем, что мы говорим на разных языках, основываемся на различных мировоззренческих базах. Борьба с абортами и т.п. иногда превращается в попытку подавления симптомов болезни, не касаясь её причин. Целью настоящего выступления является желание подчеркнуть ту идеологическую базу, которая сделала возможным появления целого ряда биоэтических проблем в медицине и не только.

     Господствующим мировоззрением западной цивилизации является гуманизм. В своём классическом выражении гуманизм появился в эпоху Возрождения. В его основе лежало стремление утвердить высшую ценность человеческой личности, а благо человека – целью общественных отношений. Известными идеологами гуманизма были Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка. По своей сути эпоха Ренессанса была бунтом против теоцентрического мировоззрения Средневековья, опираясь на античную культуру и философию. Первые гуманисты ещё апеллировали к Священному Писанию и христианскому учению. Позднее были популярны деистические воззрения.  Деистическая философия, как и современная популярная вера в «бога в душе», представляет Творца отчуждённым от человеческих проблем «великим часовщиком». Постепенно гуманизм выродился в совершенный отказ от Бога. Появилось разделение гуманизма на теистический (религиозный) и светский (секулярный). Современные определения гуманизма подчёркивают свою дистанцию с религиозным мировоззрением. Международный гуманистический и этический союз: «Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира». Американская ассоциация гуманистов: «Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству».

     Центром мировоззрения гуманистов является человек, его право на свободу и самореализацию. В современном светском гуманизме человек самодостаточен, его желания – закон, он мера всех вещей. Нравственно то, что служит желаниям человека, угождает его страстям. Мы видим здесь игнорирование факта грехопадения и последующей поврежденности человеческой природы. Когда человек сам для себя является критерием морали, то мораль становится рабой страстей и пороков.  Можно оправдать детоубийство, извращённые формы половых отношений, самоубийство. Секулярный гуманизм, настаивая на необходимости вывода нравственных норм без религиозного откровения, привёл к явлениям аморальным. Архимандрит Георгий (Капсанис) пишет: «Жизнь, основанная на отвлечённом гуманизме, когда человек определяет себя сам и в центре его не Бог, но собственная человеческая самость, – приводит к эгоизму, пусть иногда облагороженному, и, в конце концов – к разложению человеческой личности и общества. Здесь находится тупик, в который попала западная культура, ибо она решила основываться на себялюбии и эгоизме»[1].

     Центром христианского мировоззрения является Бог, а не человек. Бог является Источником бытия всего сущего. В отрыве от этого Источника может быть только грех, тление и разложение. Потеряв влагу, растение засыхает; отказавшись от Бога, человек погибает духовно. Нравственно не то, что служит страстям, а то, что угодно Богу и соответствует божественному замыслу о человеке. Свобода в христианстве не является произволом, она понимается в бесстрастии, освобождении от тирании страстей. Развитие и реализация человека осуществляется не путём внешнего прогресса, а через внутреннее преображение, освящение, обожение.

     Очень часто гуманизм прячется под маской любви к человеку, перекликаясь с второй главной заповедью «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22:39), поэтому важно подчеркнуть принципиальные различия между светским гуманизмом и христианством. Будучи облечён в благородные одежды любви и сострадания к человеку, современный гуманизм улавливает умы и сердца людей, предлагая им рай без Бога, человекобожие вместо обожения. Как некогда диавол предлагал Адаму  и Еве стать богами без Бога, так и современная западная цивилизация обещает сделать человека счастливым вопреки воле Божией, вечным божественным принципам. Земная жизнь превращается в самоцель, гедонизм – в её смысл. Между прочим, многолетний опыт катехизаторских бесед свидетельствует о том, что в аудитории оглашаемых почти всегда находятся люди, которые вспоминают заповедь о любви к ближнему, и только единицы знают о заповеди о любви к Богу. Это является иллюстрацией того, как постепенно западное гуманистическое мировоззрение усваивается нашими соотечественниками.

     Согласно учению нашей Церкви, диавол не обладает творческой способностью. Он «лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Его путь – это путь обмана и подмены. Преп. авва Дорофей пишет, что «ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели»[2]. На примере исторической эволюции гуманизма мы видим, как благородные идеи вылились в отвратительные, уродливые явления. Борьба за права женщин против половой дискриминации привела к легализации абортов и однополых браков. Стремление помочь бесплодным парам иметь детей привело к появлению экстракорпоральных методов оплодотворения, суррогатного материнства. Попечение о неизлечимых больных окончилось разрешением их убивать. И всё это происходит на очень красивом фоне повышения качества и продолжительности жизни, снижения смертности, научно-технических достижений. В Голландии с 2006 года зарегистрирована политическая партия, отстаивающая права и свободы педофилов, под названием «Милосердие, свобода и разнообразие». Любовь к человеку без Бога вырождается в распутство и вседозволенность. Цитату «Если Бога нет, то всё дозволено» основоположник т.н. «атеистического гуманизма», Жан-Поль Сартр берёт за исходный пункт своей философии.

     Выдающийся сербский мыслитель преп. Иустин (Попович) глубоко осмыслил суть гуманистического мировоззрения и предвидел его горькие плоды. Ему пришлось пострадать за свои убеждения. В частности, из-за критики гуманизма в диссертации «Философия и религия Ф. М. Достоевского» в Оксфорде  архим. Иустин не получил научной степени. В заключении хочется привести цитату из книги преп. Иустина (Поповича) «Философские пропасти»: «Основывая себя на человеке, гуманизм основал себя на самой что ни на есть вулканической почве. Вулканы же начали извергаться. Вот уже и начало апокалипсиса европейского человека. Гуманизм только расцарапал кожу человеческого существа, и из каждой поры заревело по чудовищу. Все вулканические жерла дышат, хрипя и тряся землю. Возле них обитают футуристы, декаденты, анархисты, нигилисты, сатанисты и жадно пишут, по складам слагая летопись апокалиптической эпохи человека. И не стыдятся никаких гадостей, ибо символ апокалиптической эпохи – обнажение всех гадостей, всех мерзостей, всех ужасов. Право на эту смелость дает им их отец – гуманизм, так как они суть порождения его. И не желая того, гуманизм устроил страшную выставку человека, вынеся напоказ все человеческое. Никогда не видел свет выставки страшнее этой. Человек ужаснулся, ибо человек – это нечто, чего нужно больше всего бояться. Вы не верите? Распечатайте глубочайшие тайники его существа и услышите, как оттуда воют апокалиптические чудовища»[3].

[1] Георгий (Капсанис), архим. Православие и гуманизм. — http://azbyka.ru/dictionary/04/pravoslavie_i_gumanizm.shtml

[2]Дорофей, авва. Душеполезные поучения — http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=159

[3] Иустин (Попович), преп. Философские пропасти — http://azbyka.ru/otechnik/?Iustin_Popovich/filosofskie-propasti=1

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *