Священник Павел Семёнов
«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7).
Победа – вот, наверное, одно из самого желанного, вожделенного для сердца каждого человека. Мы хотим побеждать себя, своих внутренних и внешних врагов. Духовная жизнь представляет собой военное поприще, поле брани. С кем или чем призваны бороться христиане?
Церковь учит, что нашими врагами являются мир, плоть и диавол.
Под плотью имеется в виду наша природная склонность ко греху, страстность, повреждённость всех сил души, грубость тела. Наше сердце зачастую представляется гнездом, где змеи-страсти сплетаются в клубок, издавая омерзительное шипение. Невнимательный человек считает себя хорошим, чистым, внимательный и искренний — вынужден констатировать свою зависимость, подчинённость греховным стихиям своего естества. Нужно разделять понятия греха как единичного действия, страсти как расположенность, склонность к особого рода грехам и состояний как обобщённого направления духовной составляющей человека.
Святые Отцы, тонкие знатоки человеческих душ, просвещённые Духом Святым говорили, что в основе всех пороков лежит самолюбие, эгоизм, самость. Прекрасно иллюстрирует самость как замкнутость на самом себе изображение диавола на иконе Страшного Суда в виде дракона, пожирающего самого себя. Самость порождает три греховных корня – сластолюбие, своекорыстие и славолюбие, которые, в свою очередь, дают обильную поросль человеческих страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Мы все имеем в себе ростки этих греховных начал, которые по сути своей являются повреждёнными силами души. Однако, как учат нас богомудрые Отцы, у одних преобладают одни страсти, у других – иные. Кто-то чрезмерно вспыльчив, как сухое сено в жаркие дни. Кто-то мучается от духовной расслабленности, уныния. Кто-то страдает пристрастием к земному, материальным ценностям. Выявить в себе доминирующие страсти и начать борьбу с ними с помощью Божией – задача нашего духовного делания. Прежде всего, к ним должно быть приковано наше внимание, против них должен быть обнажён меч нашей молитвы. Так, рассудительный врач приступает сначала и в большей степени к лечению той болезни, которая наиболее всего мучит больного и угрожает его здоровью, является причиной прочих недугов. Кроме того, следует отметить, что задача борьбы со страстями не истребление их как таковых, а восстановление повреждённых сил души. Поэтому говорят о противоположных страстям добродетелях, о том, что борьба с первыми есть одновременно приобретение вторых.
Под «миром» следует понимать не собственно людей, нас окружающих, а совокупность страстей, пребывающих в секулярном обществе. Секулярным общество становится задолго до формального отмежевания от Церкви. Зачаток этого – в подмене целей и смыслов жизни, приоритетов и ценностей. Человеческие страсти, объединяясь, начинают сеять соблазн среди чистых душ, увлекая их своим духом от Господа. Мир желает всех людей отвратить от Бога, предлагая им маски, роли, сцену, стереотипы, иллюзии, наполняя сердца людей мыльными пузырями. Мир возводит собственных кумиров, олицетворяющих и воплощающих человеческие пороки. Посмотрите, что воспевает телевидение, о чём пишут светские газеты, какие песни передают радиостанции, о чём люди говорят и чему посвящают большую часть времени, и вы поймёте, что такое «мир». От христианина требуется отречение от мира. Опасное заблуждение считать отречение от мира лишь только делом монахов. Святой апостол Иоанн Богослов, обращаясь ко всем христианам, говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15-17). Задача наша в том, чтобы находясь в мире, не принадлежать ему, как точно подметил один батюшка. Хотя, конечно, требуется и беречь свои чувства, чтобы падший мир не входил в наше сердце через них.
«Князем мира сего» называет Откровение Божие диавола. Падшие духи закалены в брани против человека. По словам преподобного Силуана Афонского, если бы не Господь, то один бес мог бы ногтём перевернуть всю Вселенную. Тёмные духи действуют на нас через мысли, склоняя нас к отступлению от Бога, через воображение, подменяя реальность обманом, через плоть, разжигая гнев или плотскую брань. Не достигнув успеха на этом фронте, враг использует против нас людей. Приходилось слышать множество рассказов о том, как вдруг резко менялись самые близкие родственники, когда какой-нибудь член семьи серьёзно приходил к Богу. Взрослые, рассудительные и доселе спокойные люди (уж точно не воинствующие безбожники) разрывали в приступе ярости иконы, кричали, хулили Церковь. Это довольно тяжёлое испытание, христианин призван терпением и любовью с молитвой преодолевать его. Тут нужно понимать, что именно лукавый часто подталкивает людей к подобным неадекватным поступкам, возбуждая приступы немотивированной злобы. Если собаку бьют палкой, она начинает её грызть, хотя ополчиться следовало бы на того, кто держит эту палку. Так святоотеческая мысль учит нас снисходить к ближним и обнаруживать действие падших духов.
О том, как вести эту многотрудную брань с миром, плотью и диаволом, мы можем подробно узнать из святоотеческих творений, таких, как «Невидимая брань», «Лествица», труды святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), «Указание пути ко спасению» еп. Петра (Екатериновского), «Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях» Г.И. Шиманского, «Современная практика православного благочестия» Н.Е. Пестова. В указанных книгах опыт православной аскетики (так называется наука побеждать на церковном языке) раскрыт наиболее систематично и последовательно. Стоит заметить, что готовых рецептов ищущий спасение в книгах не найдёт. Этот путь обретается каждым христианином в отдельности через практический опыт подвижничества, а не методом слепого механического копирования или мечтания о себе, при обязательном условии основания этого опыта на Предании Церкви, он является личным, своеобразным и в чём-то неповторимым, как неповторима каждая человеческая душа. Нельзя бояться слов «подвижничество», «аскеза» и т.п. Стоит вспомнить известные слова преп. Симеона Нового Богослова, что человек, который не ставит целью своей жизни святость – еретик. Главным принципом в духовной брани является принцип синергии, соработничества человека и Бога, наших устремлений и благодати. Один подвижник верно подметил, что в Православии нет понятия «самосовершенствования». «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27), — говорит Священное Писание. Только силой Божией возможно побороть наших врагов, стяжать добродетели и этой силы мы должны напряжённо и постоянно искать, чтобы побеждать и победить. В этом состоит сущность христианской аскетики.