Священник Павел Семёнов Проповедь в день памяти Небесных Сил бесплотных.
21 ноября Святая Церковь вспоминает Собор Архистратига Михаила и всех Небесных ангельских Сил. Поскольку Ангелы находятся в непрестанном общении с Богом, что собственно и составляет цель христианской жизни, мы призваны подражать им и восходить в их меру. Чему же могут научить нас ангельские Силы?
Первое, что удивляет нас в Ангелах – это ревность по Богу. Один из ангельских чинов – Серафимы. В переводе на русский Серафим означает пламенный. Святые Ангелы пламенеют любовью к Богу, ревнуют об угождении Ему. Ангелы — вестники, они всецело посвящают себя исполнению божественной воли. Ревность по Богу чрезвычайно необходима для нас в духовной жизни. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). Этот огонь – ревность по Богу, решимость следовать Ему. В степени этой решимости, по словам преп. Серафима Саровского, состоит главное отличие святых людей от всех остальных. Ревность по Богу проявляется в сопротивлении греху и принуждении себя к добру. Наличие этих двух «оборотов духовной жизни», как говорит свт. Феофан Затворник, свидетельствует о правильном духовном устроении, тогда как их отсутствие обличает духовную мёртвость. Ревность по Богу укрепляется через благоговейное размышление о Боге и Его Промысле, о смерти и суде, аде и рае. Она оживляется духовными беседами с единодушными, чтением Священного Писания и духовной литературы. Особенно стоит отметить жизнеописания святых, которые дают вдохновенные образы для подражания всем христианам. Самое же сильное средство к оживлению в нас духовной ревности – это живое, а не формальное общение с Господом в молитве, соединённой с постом и прочими аскетическими подвигами.
Святые Небесные Силы учат нас благоговению и страху Божию. В таинственных ведениях святых пророков Ангелы, предстоящие Богу, закрывают очи крыльями. Это символическое выражение того священного трепета, в котором они пребывают, созерцая Бога Живаго, Который есть Огонь поядающий (см. Исх.24:17) . Страх Божие – начало премудрости (Пс.110:10), корень благих, основание религиозной жизни. Без него богообщение невозможно. Постоянно нужно напоминать себе, что приходя в храм, становясь на домашнюю молитву, мы приступаем к Царю Царей, перед Которым трепещут Херувимы и Серафимы. К сожалению, часто бывает так, что в самом начале воцерковления человек ведёт себя очень благоговейно: стоит на одном месте в храме, сосредоточено молится, неспешно прикладывается к иконам, аккуратно накладывает крестное знамение. А потом с годами, когда церковная жизнь входит в привычку, незаметно для себя он это благоговение теряет. Появляются хождение по храму и разговоры во время службы, размахивание руками вместо крестного знамения, выстаивание служб и вычитывание правил вместо молитвы. Всеми силами нужно сопротивляться этой пагубе! Всеми силами беречь огонёк благоговения! Потерять его — значит утратить вкус к духовному, духовно умереть. Для сохранения страха Божия требуется внимательное, осмысленное и неспешное использование всех благодатных средств освящения, которые предлагает нам Церковь: богослужения и церковных Таинств, молитвы и поста, святых икон и нательного креста, святой воды и просфоры. Получив живой опыт переживания Бога, его нужно хранить, как самое драгоценное сокровище.
Мы знаем из божественного Откровения, что в начале времён часть ангелов, поддавшись греховному помыслу, отпала от Бога вслед за диавол, который был верховным ангелом, Денницей. Они были лишены благодати и с тех пор пребывают во тьме, питаясь прахом (ср. Быт.3:14) — человеческими страстями. Святые Ангелы, будучи разумными существами наделёнными свободой, служат Богу от момента своего создания. Они настолько пленены божественной благодатью и настолько утвердились в ней, что их отступление от Творца кажется немыслимым. Это удивительный пример верности Господу, освящённый тысячелетиями. Верность, постоянство – очень важная и крайне необходимая добродетель. Постоянство требуется в любой деятельности, претендующей на созидание и успех. В жизни духовной есть свои периоды. В первый, младенческий период Господь даёт сполна вкусить Своей благодати туне, чтобы человек убедился в обетованиях Божиих и знал, чего ему потом искать, к чему стремиться. Затем благодать видимо скрывается, начинается период трудничества: всё духовное даётся с большим понуждением, молиться тяжело, поститься сложно, вставать на службу лень, читать духовную литературу скучно. Здесь требуется проявить усилие, показав своё произволение, свою верность Господу. Если человек проходит этот юношеский период, то он достигает духовной зрелости, уподобляясь Святым Ангелам. Благодать пленяет его, он уже не может не молиться, испытывает крайнюю нужду в Святом Причащении, с большой радостью посещает длительные богослужения, чувствуя при этом духовное утешение. Преп. Серафим Саровский, этот земной ангел, достиг такого состояния – он круглый год пел Пасху и стяжал рай, ещё находясь в теле.
Пламенная ревность, благоговейный страх и верность в отношении Бога, — три ангельские добродетели, которым мы должны подражать, чтобы достигнуть желанной пристани – Царствия Небесного. Молитвами святых Небесных Сил Бесплотных да поможет нам всем Господь вступить на этот ангельский путь!