О Вознесении Господнем и Вознесенском храме

После Своего Воскресения Господь Иисус Христос в течение 40 дней являлся Своим ученикам, укрепляя и наставляя их. На сороковой день воскресший Спаситель вместе с апостолами восходит на Елеонскую гору и, благословив всех, возносится на Небо. Ученики Христовы возвращаются в мир в ожидании Пятидесятницы – схождения Святого Духа, обещанного Господом Иисусом Христом. Вознесение Господне, как и другие двунадесятые праздники, имеет глубокий духовный смысл. Господь Иисус Христос триумфально и победоносно восходит в Небесное Царство и прославляется. Он возносит преображённую и освящённую человеческую природу выше ангельского мира, в недра Божества, завершая дело искупления человечества и открывая тем самым каждому верующему путь на Небо. Видимо оставляя мир и учеников, Господь таинственно и незримо продолжает пребывать с нами в Церкви. Поэтому апостолы с радостью спускаются с Елеонской горы, не чувствуя разлуки с возлюбленным Учителем. По учению Церкви все люди должны воскреснуть, но вознесены в Небесное Царство будут лишь верующие, причастные Христу через жизнь по Евангелию и соединённые с Ним в таинствах.

Верующие призваны не просто вспоминать историю церковного торжества, но и духовно его переживать. Богослужебной подготовкой к празднику является совершаемая накануне служба отдания Пасхи и предпразднства Вознесения Господня, которая очень похожа на пасхальную. Хорошо для углубления в суть события в канун Вознесения почитать соответствующие места из Священного Писания и святоотеческие проповеди. Замечательно, если удастся посетить богослужение, исповедоваться и причаститься в этот день.

Наш храм имеет два придела. Верхний храм освящён в честь Вознесения Господня, а нижний – в честь преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители и уроженца Воронежского края. Это связано с благословением правящего архиерея, митрополита Сергия и потребностью прославить великий праздник и святого соотечественника отдельным храмом. До революции в Воронеже был Вознесенский храм, но, к сожалению, он  разделил горькую судьбу многих церквей — был закрыт в безбожные годы и разрушен в результате артобстрела советских войск во время Великой Отечественной войны.

В нашем храме находятся иконы с частицами мощей прп. Сергия (Сребрянского), вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары. В нижнем храме две иконы Божией Матери, написанные на Святой Горе Афон – «Всецарица» и «Отрада, или Утешение».

Все иконы выполнены в строгом каноническом стиле. Несколько икон написала схимонахиня Анна (Петрова), почившая в 2013 году. Об этом удивительном человеке снят небольшой фильм «Бумажный кораблик веры». Другие иконы писали воронежские и московские мастера. Вообще иконопись  — довольно консервативный вид искусства, формы которого вырабатывались веками. Каноническая икона Вознесения изображает Господа Иисуса Христа во славе: Его фигура расположена на месте солнца, облачена в золотые одежды, окружена небесным воинством ангелов и царски восседает на небесном троне. Примечательно, что фигуру Христа обрамляют круги, которые символизируют небесные сферы. Вспоминается, как примитивная антицерковная пропаганда обвиняла православных, будто они верят в «дедушку на облачке». «Гагарин в космос летал – Бога не видел», — заявляли борцы с религией. На самом деле, освоение космоса не мешало Юрию Гагарину быть верующим человеком, а, возможно, даже способствовало. Об этом свидетельствуют друзья первого космонавта.

Господь вознёсся не на видимый небосвод, а на духовное надмирное Небо, в Небесное Царство. В нижней части иконы изображены фигуры Пресвятой Богородицы и апостолов, в том числе, и апостола Павла, который отсутствовал в этот исторический момент, но духовно с ним связан. Таким образом, каноническая иконопись позволяет не только поведать об историческом событии, но и раскрыть его духовные смыслы.

Священник Павел Семёнов

 

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *