О всеобщем родстве. Проповедь в день памяти свв. кнн. Бориса и Глеба

 

279533Сегодня Церковь чтит память первых святых, прославленных на русской земле, благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Они были вероломно убиты своим братом Святополком, получившем в народе прозвище «Окаянный» за свою жестокость и кровожадность. Борис и Глеб жили в эпоху междоусобиц, когда родные люди, единоверцы вели беспощадные и кровопролитные войны за право княжить на просторах Руси. Святые братья жили христианскими идеалами мира и любви и поэтому чуждались распрей и борьбы за власть. Князь Борис имел народную поддержку и военную силу, чтобы пойти против старшего брата-Святополка, но для него это было немыслимо. Князь Глеб, зная о планах коварного брата, пожелал лучше умереть, чем пойти против него войной. Мощи убиенных братьев были обретены нетленными. Святополк же, по словам летописца, окончил свою жизнь, подобно братоубийце Каину, в изгнании, смрад исходил даже от его могилы.

Житие святых страстотерпцев учит нас христианской любви к родственникам. Всех нас связывают различные узы родства. Во-первых, мы все дети Отца Небесного, потомки Адама и Евы. Во-вторых, нас объединяет земное Отечество, общие русские корни. В-третьих, практически у всех есть свои семьи, все мы — бабушки и дедушки, родители и дети, дяди и тёти, братья и сёстры. В Церкви Христовой мы обретаем духовное родство, которое обусловлено благодатью Духа Святого, объединяющей нас в Единое Тело, Глава которого – Господь Иисус Христос. Причащаясь из одной Чаши, в нас течёт одна Кровь. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы воспринимали своих ближних как родственников по плоти, родных людей. То, что мы называем друг друга братьями и сестрами, не просто православный сленг, а выражение самой сути Церкви как восстановления расторгнутой грехом человеческой природы. Об этом молился Господь перед Голгофой: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17:11). Свт. Иоанн Златоуст назидал свою паству: «Не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость».

В народе существует поговорка: «Родственников не выбирают». Мы терпим, если наш родной брат или отец, к примеру, злоупотребляет алкоголем или живёт без Бога. Скорбим, мучаемся, но терпим, не отрекаемся от него, потому что это наш родной человек. Точно также нужно поступать и в отношении людей, с которыми мы, не имеем кровного родства. Когда мы проявляем гнев по отношению к ближнему, мы уподобляемся Святополку Окаянному. Священное Писание говорит нам: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин.3:15). Гнев на ближнего – начаток убийства. Мы часто бываем ограничены обстоятельствами и условиями жизни, которые не позволяют нам осуществить грех на деле. Бог же смотрит в сердце. В молитве ко Святому Причащению преп. Симеона Нового Богослова мы читаем: «Несодеянное мое видеста очи Твои, в книзе же Твоей еще и несодеянная написана Тебе суть». Важно не только не делать зла, но и не желать его, хранить своё сердце чистым от неприязни и ненависти.

Чтобы полюбить ближнего, нужно стяжать Божию благодать, потрудиться. Супруга Л.Н Толстова, Софья Андреевна говорила своему мужу: «Я не принимаю твою любовь-не-к-кому под любовью-ко-всем». Это известная истина: легко полюбить всё человечество, весь мир, трудно полюбить соседа по этажу. «Всё человечество» – это абстракция, нечто несуществующее. Старец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью». На самом деле, в каждом человеке целый мир, почти всегда сложный. Любовь к ближним можно приобрести только через конкретных живых, а не виртуальных людей путём жертвенной борьбы, а не просто мечтательно.

В любой добродетели есть постепенность. Нельзя сразу запрыгнуть на 10 этаж, сначала надо пройти 1й, 2й, 3й и так далее. Сначала мы должны обратить внимание на тех, кто находится рядом с нами. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8). Потом необходимо исправить своё сердце по отношению к прихожанам своего храма, коллегам по работе, соседям по дому. Только так можно утвердиться на пути стяжания любящего сердца, пути, ведущем в бесконечность, как Бесконечен в Своей Любви наш Господь.

Милостью Божией кровавые междоусобицы остались в истории. Но раздоры, разногласия, ссоры между близкими людьми встречаются очень часто и в наше время, иногда по самым пустяковым вопросам. Где-то конфликт поколений, извечное непонимание «отцов и детей», где-то делёжка имущества, где-то бытовые проблемы… Задача христианина – быть выше всего этого, хранить мир своего сердца и любить вопреки, подражая Господу Иисусу Христу, Который пролил Свою Пречистую Кровь ради того, чтобы мы были едины, породнились и любили друг друга. Выше любви нет ничего, она – «совокупность совершенства» (Кол.3:14). Будем подражать незлобию и братолюбию святых страстотерпцев Бориса и Глеба и отвращаться окаянства Святополка. Аминь.

Священник Павел Семёнов

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.