Священник Павел Семёнов
Крещение Руси заложило духовную основу нашего Отечества. Православие, став государствообразующей религией, дало обильные плоды — сонм русских святых, богатую культуру, высокие достижения в области науки и искусства, открытия и завоевания, перед которыми преклоняется весь мир.В настоящее время, с одной стороны, мы видим, как восстанавливаются в былом величии православные храмы, верующим возвращают святыни, свободно совершаются богослужения, духовная литература доступна каждому. По результатам исследования ВЦИОМ 75% населения России считают себя православными христианами. Но при этом только 2% людей регулярно участвуют в богослужении.
Россия лидирует в мире по уровню преступности, коррупции, наркомании и алкоголизма, количеству абортов. Грех постепенно становится нормой и входит в моду. Уже никто особенно не возмущается пропагандой разврата и пошлости на центральных телеканалах. В Воронеже более 70% разводов, по прогнозам демографов через несколько десятилетий русские в России станут национальным меньшинством. Мы попросту вымрем, как мамонты.
Причина этой катастрофы в том, что вместо Православия большинство людей исповедуют странную веру в «бога в душе». Вместо того, чтобы следовать Евангелию, православному пути, утверждённому святыми, придумывают своё «евангелие», удобное и комфортное. Конечно, если наша вера ограничивается только посещением храма два раза в год для того, чтобы набрать святой воды и освятить куличи, то она тщетна. Признавать, что Бог есть – ещё не значит верить. А.П. Чехов писал, что человек должен быть верующим или ищущим веры, иначе он пустой человек. Диавол сегодня превращает людей в социальных животных, которые живут ради хлеба и зрелищ, чтобы есть, пить и развлекаться, не думая о главном вопросе бытия – «для чего я живу»?
Чтобы подняться из болота наших страстей, возродиться духовно, необходимо покаяние. Покаяние – это поворот к Богу, изменение жизни. Если мы хотим быть причастными великой русской культуре, традициям наших великих предков, их победам и достижениям, то нужно воспринять и усвоить их веру. Что значит быть православным христианином, иметь живую веру, а не формальную, «для галочки», только по факту крещения?
Во-первых, это означает строить всю свою жизнь, и личную, и общественную, согласно православному вероучению. Это учение не человеческое, а Божие, богооткровенное, оно изложено в Священном Писании и Священном Предании. Живая вера подразумевает жизнь, согласную с убеждениями, потому что вера без дел мертва. Важно сохранить четыре вещи:
1. Таинства. Регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения – является главным критерием церковности человека. Для младенца недостаточно только родиться из материнской утробы, нужно обеспечить уход и питание, чтобы поддерживать его жизнедеятельность. О теле мы все заботимся, регулярно моем и питаем его. Но наша душа также нуждается в очищении и питании. Духовно рождаемся мы в Таинстве Крещения, очищаемся в Таинстве Исповеди, а питаем наши души в Таинстве Причащения. Господь, зная нашу немощь, дал нам возможность начинать жизнь заново, с чистого листа. Если мы искренне раскаиваемся в своём грехе с решимостью отвращаться от него при открытом исповедании перед священником, имеющим от Бога власть вязать и решить, мы получаем от Господа очищение и исцеление нашей души.
В Таинстве Причащения под видом хлеба и вина мы причащаемся Самого Бога. Насколько наше сердце отверсто Ему, настолько мы с Ним соединяемся. Причащаясь, мы становимся Церковью, живой клеткой этого Богочеловеческого Организма, получаем залог спасения. Пребывая в нераскаянных грехах, лишая себя причастия, мы отлучаем себя от Церкви. Если человек не причащается, он не может считать себя христианином. Вот слова Самого Господа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53-56). Нужно стараться хотя бы раз в месяц при надлежащей подготовке приступать к этим святым Таинствам.
2. Молитва. Она есть дыхание души, возношение ума и сердца к Богу, а не механическое вычитывание молитвенных текстов и выстаивание служб. Чтение и слушание молитвословий – только средства к молитве. Без молитвы мы задыхаемся, наша душа пребывает в состоянии кислородного голодания, отсюда – злоба, раздражительность, уныние, похоть. Молитва просвещает ум, умиротворяет сердце, укрепляет волю. Рукой молитвы мы приемлем от Господа благодатные дары. Земная жизнь дана не для того, чтобы мы здесь окопались и покомфортнее устроились. Мы все здесь странники, каждому в своё время предстоит умереть. Наша цель на земле – подготовка к вечности. Если мы хотя бы один день не вспомнили о Боге, не помолились Ему, то мы просто-напросто прожили этот день впустую. Вся эта обычная житейская суета будет поглощена смертью, превратится в тлен. Мы заберём с собой только то, что накопили в нашей душе. Поэтому каждый день нужно делать хотя бы маленький шаг к Богу. Есть у нас 5-10 минут для Богу утром и вечером? Нужно найти тихое место, поднять свой ум от земли к Небу, прочитать несколько молитв из молитвослова, немного помолиться своими словами. От этого простого, но регулярного правила, совершаемого с душой, человек обязательно получит пользу и почувствует, как начинает меняться его жизнь. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Бог требует от нас не великих подвигов, а малых, но постоянных. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10). В духовной жизни есть закон «от внешнего к внутреннему». Поэтому надо начать с самого простого: не стыдиться накладывать крестное знамение, проезжая мимо храма, по силам соблюдать пост, хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться, посещать богослужения в воскресные дни и большие праздники, понемногу читать духовную литературу.
Храмовая молитва имеет особое качество. Господь говорит в Евангелии: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:19,20). Когда молятся двое или трое – это уже Церковь. Поэтому семью, в которой верующие супруги вместе стремятся к Богу, называют малой или домашней церковью. Их брак приобретает особое измерение, особую глубину, недостижимую без веры.
3. Евангелие. Господь даровал нам Библию, Книгу книг, написанную Духом Святым. На самом деле, Библия – это собрание священных книг. Она состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Для нас наиболее важны, прежде всего, книги Нового Завета, поскольку мы имеем отношение к этому историческому периоду. В Новом Завете содержатся четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, а также Деяния святых апостолов, их послания и книга Откровение святого Иоанна Богослова. Евангелия нам особенно дороги, в них описание рождества, земной жизни, учения, крестной смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, Воплощённого Бога, Который стал Человеком, чтобы нас спасти. Евангелие – книга без дна. Мы читаем её всю жизнь и постоянно открываем новые грани и смыслы. Новый Завет для нас, как правила дорожного движения для водителя. Без знания ПДД далеко не уедешь. Увы, встречаются люди, считающие себя христианами, которые ни разу не читали Священное Писание! Евангелие должно лежать в основании нашей духовной жизни. Его недостаточно прочитать один или несколько раз. Евангелием нужно жить, а для этого, конечно, постоянно обращаться к нему. Очень хорошо прочитывать ежедневно по главе или страничке или хотя бы несколько строк из Евангелия и апостольских посланий и стараться в свою меру воплощать эти слова в жизнь. Собственно, духовную литературу нужно читать жизнью.
4. Заповеди. Духовный закон прост, прост и Сам Господь. Когда у Господа Иисуса Христа спросили, какая заповедь наибольшая. Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). То есть, если соединить все заповеди Божии, то получится слово «любовь». Ведь если мы любим Бога, то будем стремиться к общению с Ним в молитве, чаще исповедаться и причащаться, стараться угодить Ему. Если мы любим ближнего, то не будем злиться на него, осуждать его, изменять и завидовать ему. Сам Бог в Евангелии именуется Любовью. К сожалению, это слово чрезвычайно затёрто, его подлинный смысл практически утрачен. Любовь истинная связана с жертвенностью, любить – значит отдавать, жертвовать собой ради любимого: своим временем, своими интересами и планами, иногда своим здоровьем и жизнью. Бог настолько любит нас, что ради нашего спасения стал Человеком и пострадал на кресте. Любовь к ближнему подразумевает желание ему высшего блага – спасения души, а отнюдь не потакание его страстям и порокам. Между любовью к Богу и любовью к людям имеется прямая связь: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20).
Возрождение страны всегда было связано с духовным подъёмом, возрождением святости. Православие предлагает нам путь к соединению с Богом. Человек с Богом может всё. Он ничего не боится, кроме греха, Божия благодать сопутствует всем его благим начинаниям. Цель его жизни – служение Богу и ближним. Православие – это единственная надежда на спасение России, Православие или смерть – исторический выбор, который сейчас стоит перед каждым человеком и всем народом, в целом. На этом пути есть немало трудностей, быть христианином всегда было неудобно, особенно в наше безбожное время, когда грех в блестящей обёртке становится нормой жизни, а человек низводится до уровня потребителя, социального животного. Всё ценное обретается трудом, жертвой, однако в наших силах решиться на этот путь и сделать первый шаг.