О стыде и причащении

Священник Павел Семёнов  

Очень часто нам бывает стыдно присутствовать на литургии и не участвовать в Трапезе Господней. Одна молодая женщина рассказывала такую историю. Она несла своего сына-грудничка на причастие. Причастив младенца, батюшка спросил, будет ли причащаться мама. И ей вдруг стало стыдно. Приобщается Тела и Крови Господа она регулярно, в этот раз готовилась причащаться через три дня. Почему же тогда стыдно? Кажется, подобные чувства абсолютно верны. Один афонский монах, общаясь с русскими паломниками, удивлялся, как можно быть за божественной литургией и не причащаться. «Божественная Литургия — это служба, цель которой — священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении», — пишет святитель Симеон Солунский. Весь строй Литургии ведёт нас к своему логическому завершению – Евхаристии, а мы ставим свечку, целуем крест и уходим.

   Со времени движения колливадов на Афоне и среди Православных Поместных Церквей, в которых не прерывалась традиция святоотеческого опыта, практикуется частое причащение. У нас сторонников частого причащения по какому-то недоразумению непременно причисляют к модернистам-обновленцам. К примеру, за частое причащение ратовал священник Даниил Сысоев, которого никак нельзя назвать обновленцем. К этому призывали святые Отцы, как древние, так и близкие к нам.

   Во всяком случае, как православные христиане мы должны руководствоваться не мнениями отдельных батюшек и богословов, а учением Церкви, святоотеческим Преданием. Посмотрев в церковные каноны, мы увидим, что христианин, не причащающийся без уважительной причины 3 недели, отлучался от Церкви. И это вовсе не сухая дисциплинарная мера, а констатация факта отпадения человека от единства Церкви, которая есть Тело Христово. Из житий святых мы видим, что даже величайший подвижники, монахи-отшельники нарушали своё уединение, приходили в храм, чтобы приступать к святой Евхаристии.

   Почему всё-таки мы не причащаемся еженедельно? Причащение Святых Тайн требует от человека, чтобы он всецело отдал себя Христу, жил Им: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57). Часто мы боимся именно этого – отдать себя полностью Богу. Стушевавшись, отступаем, пытаемся служить двум господам, быть и приличными прихожанами и мирскими одновременно. Не можем причащаться, потому что не можем отказаться от сладостно-горьких греховных пут, пристрастия к земному. По словам епископа Пантелеимона (Шатова), «причащаться каждый день и сидеть в интернете, смотреть телевизор — это несовместимые вещи. Традиция редкого причащения возникла из-за человеческих грехов. Можно объяснить ее нашим несовершенством, но нельзя устанавливать ее как правило. Правило — стремиться к частому причащению».

   Препятствие к частому причащению некоторые усматривают в подготовке: нет времени прочитать 3 канона, нет возможности поститься и т.п. Подготовка к любому церковному таинству должна быть обязательно, это бесспорно. Те, кто считает, что к Соборованию не надо готовиться, не правы. Весь вопрос в том, как именно готовиться. Определённое молитвенное правило, пост являются лишь средствами, которые должны нам помогать со страхом Божиим и верой неосужденно приступать к Чаше. Если это средства, то и употребляться они целесообразно. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). Если известная подготовка для нас затруднительна по причине лености и сластолюбия, это одно, если же мы просто не в силах – другое. В последнем случае мера поста и молитвы должны быть уменьшены, адаптированы. Надо сказать, что канонически не определено чётко, сколько дней постится, сколько молитв прочитывать. Есть традиция поститься 3 дня, однако пост в среду и пятницу – обязателен для каждого христианина (каноны накладывают прещения за их нарушение), а строгий пост в субботу запрещён. Практика московских духовников такова: если причащаться 1 раз в 1-3 недели, то, помимо среды и пятницы, достаточно воздержаться от мясной пищи в субботу. Для больных, беременных, детей, конечно, существуют особые послабления. Что касается молитвенного правила, то обязательными для всех является последование ко Святому Причащению, а остальное по силам. Новоначальным, к примеру, дополнительные три канона даются очень тяжело. Акцент в подготовке ставится уже не на саму Евхаристию, а на произнесение малопонятных слов незнакомого ещё текста. Хорошо, если есть священник, который может помочь нам определить свою меру поста и молитвы, дабы не впасть в крайность ни налево, ни направо. Однако, при современной загруженности пастырей, это едва ли возможно. Некоторые священники перед началом поста благословляют всех самим определить себе меру. Это очень мудрое и честное решение, когда невозможно вникнуть в жизнь каждого прихожанина. Таким образом, нельзя пренебрегать Евхаристией из-за затруднительной подготовки. Конечно, мы не за то, чтобы принимать Святые Тайны любой ценой. Посильный подвиг – непременное условие подготовки к церковным Таинствам. Без подвига, аскезы наше спасение невозможно: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

   Кто не причащался в древней Церкви? Во-первых, оглашенные, люди, готовящиеся принять святое Крещение. Перед началом литургии верных, они должны были покинуть богослужение со словами «Оглашенные изыдите», поскольку находятся вне Церкви. Во-вторых, люди, отлучённые от Чаши за какие-то грехи. В канонах указаны сроки отлучения от причастия, которые иногда доходили до 20 лет с оговоркой, что священник, накладывавший епитимью, должен индивидуально подходить к каждому кающемуся, учитывать глубину и меру его покаяния. Сейчас надолго от причастия никого не отлучают. Почему? Если запретить причащаться среднестатистическому прихожанину надолго, то он скорее обрадуется: не надо читать канонов, поститься. Тем более, в условиях редкого причащения такие епитимьи бессмысленны. Мы не понимаем, что такое святая Евхаристия. На земле нет большей святыни, большего чуда, действеннейшего средства для нашего освящения, чем Таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

   Как мудрый врач употребляет для каждого больного соответствующее ему лекарство, так и святая Церковь действует по-разному, преследуя единственную цель – спасти человека. Наше время – время духовного упадка, ослабления ревности, умаления светильников веры. Можно сказать, что христианство деградирует не в смысле Церкви Христовой, которая пребудет во веки святой и непорочной, а в отношении нас, христиан 21 века. Однако это умаление, скорее, наоборот, предполагает ещё большее упование на Господа, его благодатную помощь. Откладывая причащение по своему псевдосмирению, надеясь на лучшую подготовку, мы думаем, возможно, неосознанно, совершить подвиг своими силами, а не благодатью Божией. В таком случае мы запускаем греховные язвы нашей души, оставляя их загнивать. Необходимо осознать, насколько мы нуждаемся в причащении и насколько Сам Бог желает соединиться с нами через Евхаристию. В молитве святого Иоанна Златоуста есть такие слова: «Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю». С одной стороны, мы никогда не будем достойны Великой Жертвы, принесённой Господом Иисусом Христом на Голгофе, с другой – Сам Бог призывает каждого к Святой Трапезе. На каждой литургии мы слышим слова Спасителя «приимите, ядите» (Мф.26:26), «пейте из нее все» (Мф.26:27), и отворачиваемся, пропускаем их мимо нашего сознания, будто обращаются не к нам, а к тем, кто готовился. Эта ситуация напоминает притчу о званных на вечерю (Лк. 14:16-24). Им было некогда идти на царский пир. Кто-то купил участок, кто-то испытывал волов, кто-то женился. Как когда-то Исав продал своё первородство брату за чечевичную похлёбку, так и мы отрекаемся от Христа ради суетного и земного.

   Поэтому, если мы не причащаемся на литургии, пусть нам будет всегда стыдно. Своими грехами, своим нерадением, своей «заземлённостью» мы лишаем себя великого спасительного Дара, без которого спасение невозможно. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.