Священник Павел Семёнов.
Таинство Соборования (Елеосвящения) даровал нам Господь для помощи в душевных и телесных немощах. Св. ап. Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14,15).Очень часто нам кажется, что главная наша проблема заключается в каких-то внешних обстоятельствах: в хронических заболеваниях, в трудностях на работе, в семейных конфликтах, в проблемах с детьми и т.п. Стоит только вылечиться, повысить зарплату, измениться окружающим, и наши проблемы исчезнут, мы будем спокойны и счастливы. Собственно скорби, житейские треволнения чаще всего заставляют людей приходить в храм и искать помощи у Бога.
Согласно церковному учению, все наши беды являются симптомами одной болезни, имя которой – грех. Грех является первопричиной всех наших бед, в том числе, болезней и недугов. С медицинской точки зрения лечение отдельных симптомов не всегда оказывается правильным. Иногда симптоматическое лечение загоняет болезнь внутрь, мешает понять её причину. Например, при подозрении на острый аппендицит нельзя давать обезболивающие препараты, чтобы не смазать картину болезни. В духовной жизни действуют те же самые законы. Можно сказать, что целью христианской жизни является исцеление. Понятия «исцеление» и «спасение» являются тождественными. Исцелиться – значит полностью освободиться от болезни, стать цельным. Исцеление заключается в соединении человека с Богом. Медицина не может исцелять, в этом смысле она может лишь лечить, лишь отчасти решать наши земные проблемы. И, конечно, нет греха обращаться к тому, что благословил Господь. «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38:4). Но исцелять может только Бог. Церковь – это больница, в которой Врач-Христос исцеляет нас своей благодатью от страшной, смертельной болезни – греха. Церковь предлагает нам определённый план лечения, назначает определённые терапевтические средства. Таинство Соборования – только одно из этих средств. Если пациент будет выполнять рекомендации врача избирательно, никакого успеха в лечении не будет. А иногда может быть вред. Например, ап. Павел предостерегая от недолжного участия в Таинстве Причащения пишет: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30). План нашего лечения называется духовной жизнью, жизнью во Христе. Сама эта жизнь сокровенна, созидается она через сознательное участие в Таинствах Исповеди и Причащения, домашнюю и церковную молитву, подвиг поста, чтение Слова Божия, исполнение заповедей и борьбу со страстями. Если мы не живём и не стремимся жить духовно, ограничиваем нашу церковную жизнь, в лучшем случае, внешними обрядами, то соборование нам не поможет. Не от этого ли у нас так много больных людей, так много разводов, так много преступности, так много самоубийств, так много алкоголиков и наркоманов. Священник Александр Ельчанинов писал: «Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходит от того, что люди живут вне Церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в Церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом; — поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой».
Кроме того, болезни являются неотъемлемой частью земной жизни. Как кем-то правильно подмечено, нет здоровых людей, есть не дообследованные. Человек может просить телесного здоровья себе и своим близким, Сам Господь даёт нам такое право. Однако не всем полезно это здоровье. Очень часто страдания является горьким лекарством, которым Небесный Врач очищает проказу нашей души. Ведь душа важнее тела, духовное важнее материального, вечное важнее временного. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26).
Каждый священник может привести множество примеров, когда христианин после соборования получал сверхъестественную помощь, буквально поднимался со смертного одра. Но нередко бывает, что человек продолжает болеть, иногда умирает сразу после совершения Таинства. Бог всегда отвечает на наше искреннее моление наилучшим для нас образом. Иногда это выздоровление, иногда ремиссия, иногда облегчение, иногда разрешение от земных уз. Бог не хочет, чтобы мы напрасно мучились и страдали, Он желает нам подлинного счастья. Пациент должен доверять врачу, слушаться и выполнять его назначения. Тем более, что наш Врач с большой буквы Всесилен, Милостив и никогда не ошибается.