Поминовение усопших

Родительская суббота

Поминовение усопших — естественная потребность человека. Любящее сердце не может вычеркнуть из жизни любимого, и память о нем выражается в молитве, в заботе о его посмертной участи. Идея бессмертия души и посмертного воздаяния в загробной жизни присуща человечеству в целом и присутствует в разных религиях.

Мы можем помочь усопшим двумя способами.

Первое средство – это наша собственная святая жизнь. Согласно церковному учению, мы связаны с родственниками особыми духовными узами. И когда освящается один член семьи, он тем самым помогает как усопшим, так и живым. Особое значение имеет Таинство Причащения, через которое мы входим в общение и единение со всеми христианами, живыми и умершими. Недаром некоторые подвижники благочестия завещали своим родным и близким причащаться в день их смерти. Быть вместе с родными после смерти можно лишь со Христом, потому что ад – это вечное одиночество.

Кроме того, мы должны жить достойно памяти наших усопших и особенно наших родителей, потому что настанет момент, когда мы с ними встретимся. Нужно жить так, чтобы не стыдно было смотреть им в глаза.

Второе средство — молитва об усопших. Она бывает личной и церковной. Личная молитва — когда мы молимся об усопших наедине дома или на кладбище. Церковная молитва — когда мы собираемся, чтобы помолиться об усопших вместе.

Одной из форм молитвы об усопших является милостыня за упокой души. Она может быть в разной форме – мы даем деньги с просьбой помолиться, или угощаем, или раздаем вещи усопшего, памятные предметы — кружки, полотенца. Смысл поминальной трапезы именно в милостыне за упокой усопших.

Родительские субботы — это дни особого поминовения, не только покойных родителей и родственников, но и всех усопших вообще. Насчитывают 9 родительских суббот в церковном календаре, они имеют разное происхождение и разную степень древности. Кроме того, каждая суббота в недельном богослужебном круге — это день усопших.

Самые главные дни поминовения — Вселенские родительские субботы. Одна из них — Мясопустная родительская суббота за неделю до начала Великого поста. Вторая — Троицкая, в преддверии праздника Святой Троицы.

Дмитриевская родительская суббота установлена  в связи с Куликовской битвой, это ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября), и в 2018 году отмечается 3 ноября. Несмотря на то, что русское войско одержало победу, погибло много православных христиан. Первоначально этот день был установлен, чтобы молиться за воинов, погибших на поле брани. Впоследствии Дмитриевская суббота получила более широкий смысл – стали поминать всех усопших.

Заупокойные службы

Вселенская родительская суббота означает, что вся Православная Церковь, от Японии до Южной Америки, поминает своих усопших. Чтобы понять силу соборной молитвы, можно представить себе хор из миллионов голосов, который сотрясает Небеса. В этот день поминаются все почившие от века православные христиане, в том числе и те, которые погибли в безвестности.

Церковные сутки начинаются с вечера. То есть родительская суббота начинается в пятницу вечером и заканчивается в субботу к обеду. А вечером субботы уже начинается воскресенье — это день, когда по церковному уставу не положено заупокойных служб, потому что каждое воскресенье — малая Пасха, мы торжествуем победу жизни над смертью.

Для поминовения в храм приходят в пятницу вечером и в субботу утром, так как заупокойные службы в эти дни — разные. Парастас – это вечернее заупокойное богослужение накануне родительской субботы. Читается 17 кафизма, изображающая блаженство верующих, возносятся сугубые прошения за усопших.

А субботним утром совершается литургия, во время которой происходит главное церковное поминовение на проскомидии: за усопших вынимаются частицы из просфор и погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовыми. Священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Кроме общественных богослужений, существуют частные заупокойные службы — панихида и лития. Обычно они совершаются после литургии в храме или на кладбище.

В годовщину смерти близкого человека каждый может совершить заупокойную литию мирским чином, почитать Псалтырь. Сейчас почти на всех кладбищах есть храм, и можно пригласить для чтения молитвы священника.

В ежедневной молитвенной практике христианина есть обычай читать помянник за живых и усопших. Иногда в самой простой форме: «Упокой, Господи, душу усопших рабов своих» — и перечислить имена родных и близких. Это всем доступно.

Погребение по православному обычаю

Существуют церковные традиции погребения усопших. По православному обычаю, в руки покойного вкладывают крест, разрешительную молитву, на лоб кладут венчик, тело покрывают саваном, а на шею одевают крестик, на грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери. В самом конце на крышку гроба крестообразно высыпают землю, напоминая о том, что тело возвращается в землю, а душа идёт к Богу. Больше никаких вещей в гроб класть не нужно.

Могила ориентирована так, чтобы лицо покойного было обращено на восток. Восток напоминает нам о рае и явлении Солнца Правды — Христа.

На могиле ставится крест, который выражает веру в Искупителя, очистившего наши грехи Своей Кровью.

Что касается ограды, которой часто окружают могилы – она не имеет сакрального смысла. Возможно, ограды начали ставить в утилитарных целях, чтобы на святую землю, где покоятся останки, не забредали животные.

Церковь почитает тела усопших, так как исповедует всеобщее воскресение в телах. Образ Божий, по мнению святителя Григория Паламы, распространяется не только на душу, но и на тело, которое призвано стать храмом Духа Святого. Личность человека связана с телом, поэтому мы почитаем мощи святых и выступаем против кремации.

В православной традиции есть разные обычаи погребения. На Святой Горе Афон умершего монаха зашивают в монашеское облачение и хоронят без гроба. Через три года останки выкапывают, омывают, складывают в костницу. Если тело не истлело, тогда останки закапывают и усугубляют молитвы.

В костницах отдельно складывают трубчатые кости, отдельно черепа, пишут на них имена монахов и дату их смерти. Нередко кости имеют медовый цвет и источают благоуханное миро, свидетельствуя о святости почившего.

Слово пастыря

Никакая тема не привлекает больше суеверий и заблуждений, чем тема смерти. Это связано со страхом смерти, человек пытается от нее всячески отгородиться и придумывает суеверия, которые помогают избавиться от страха. Но для христианства суеверие чуждо и является грехом, в котором надо каяться и которого надо избегать. Христианин должен бояться только одной вещи – греха, а к смерти нужно готовиться, уйти от неё не удастся.

Кто понесет гроб, кто дотронется или не дотронется до покойного, кто пойдет впереди — все это не имеет никакого отношения к христианству и несет печать языческого духа. К сожалению, многие люди принимают эти действия за глубокую церковную традицию и даже иногда начинают препираться со священником. Думаю, это связано с тем, что настоящая живая традиция была прервана 70-летним безбожием. Храмы были закрыты, и даже у духовенства был низкий уровень образования, не говоря уже о мирянах, которым была недоступна церковная литература. Но сейчас, благодаря просветительской работе Церкви, суеверий становится меньше.

В христианстве есть добродетель, которая называется «память смертная». Большинство людей избегают разговоров и неприятных мыслей о смерти, а христиане, напротив, эту память используют как лекарство от обольщения мира сего. «Помни о смерти, и вовек не согрешишь», — говорится в Священном Писании.

Когда человек думает о смерти, перед его внутренним взором обнажается суть многих вещей. Ведь нередко те вещи, которым мы придаем большое значение, на самом деле не стоят ничего. Когда человека хоронят, он не сможет забрать с собой ни богатство, ни славу, ни почет и уважение. Голым человек приходит в этот мир, голым его и покидает. Всё материальное богатство обращается в прах. Сегодня кого-то прославляют, а завтра их будут проклинать или вообще предадут забвению. Как говорил святитель Николай Сербский: «Среди смертных ли утверждаете свое бессмертие?». Смерть разлучает нас и с близкими людьми, каждый будет отвечать за себя. Человек остается наедине с Богом, с вечностью, с тем, что он скопил в своей душе. Поэтому размышлять о смерти очень полезно, но не для того, чтобы печалиться и унывать, а наоборот — чтобы бодрствовать и тратить время своей жизни с пользой, посвящая его делам, которые не будут обузой, а наоборот, перейдут с нами в вечность. Только настоящий духовный опыт, только личная связь со Христом поможет человеку пройти через ворота смерти и обрести вечную жизнь.

Священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже

Подготовила Галина Саубанова

Лискинские известия

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *