Пост – это средство, а не самоцель

Для многих людей Великий пост, к сожалению, связан исключительно с темой питания. Здесь уместно вспомнить высказывание св. Иоанна Дамаскина: «Если бы все дело поста было в еде, то святыми были бы коровы».

Пост – это умный подвиг, и телесная сторона, связанная с пищей, – лишь одна из его сторон, далеко не самая главная. Мало ли кто не ест мяса: и желающие похудеть, и вегетарианцы, и просто люди, равнодушные к этому продукту. Пост становится постом, когда он посвящен Богу и связан с остальной духовной жизнью, без молитвы он не имеет смысла. Но так как человек – существо духовно-телесное, то необходимо, чтобы и тело участвовало в духовной жизни.

Победить страсти

Во время поста важно не просто исключить продукты, которые предписывает церковный устав, но победить страсти. Телесный пост во многом направлен против страсти чревоугодия, которая может проявляться в нескольких видах:

  1. Объедение — когда человек ест сверх меры, это грех злоупотребления.
  2. Лакомство – излишнее смакование каким-то видом пищи.
  3. Еда в неустановленное время – например, когда среди ночи бегают к холодильнику.

Во время поста следует бороться не только с объедением, но и с лакомством, избирая пищу более простую. Постная, но чрезмерно изысканная пища противоречит сути поста. Иногда приходится слышать, что поститься дорого. Но если придерживаться принципа «щи да каша – пища наша» и не употреблять омаров и устриц, то, напротив, получится сэкономить. В древние времена те деньги, которые удавалось сэкономить во время поста, люди употребляли для милостыни.

Также есть некое лукавство, когда человек не ест мясо, но ест что-то, по вкусовым качествам его заменяющее: соевое мясо, например. Если уж мы едим сою – надо ее есть как сою, не обманывая себя.

В отношении телесного поста следует определить свою меру: все мы люди, имеющие разный уровень здоровья, условия и обстоятельства жизни. Важно понять, что пост является лишь средством, а не самоцелью, и он должен способствовать достижению настоящей цели —  подчинению телесного начала духовному, стяжанию благодати.

В наше время особое значение, может быть даже большее, чем телесный пост, приобретает пост информационный. Мы живем в насыщенном информационном пространстве, наш ум переполнен терабайтами ненужного информационного мусора. Когда человек старается сделать духовное усилие, скажем, начать молиться, то этот информационный мусор превращается в стену между человеком и Богом. И для того чтобы ее разрушить, необходима определенная аскеза в области информации. Важно ограничить время пребывания в интернете, просмотр телепередач, легкое чтение, поверхностное общение. Наш ум зачастую похож на взбаламученную воду, когда дна невозможно увидеть. Нужно, чтобы взвесь осела, вода стала чистой, и можно было разглядеть себя – своего внутреннего человека.

Великопостные богослужения

Очень важная часть поста – богослужения, от которых мы получаем особый настрой. Великопостные богослужения уникальны. Если человек в них не участвует, то пост для него пройдет мимо и ограничится только изменением в питании.

Если прихожанин посещает только воскресные богослужения, как в течение всего остального года, то Великого поста он особо не почувствует.  Тон Великому посту задают будничные богослужения: службы первой недели поста с чтением Великого покаянного канона св. Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, пассии с чтением страстных евангельских отрывков, заупокойные поминальные субботы во 2, 3 и 4 недели поста и некоторые другие службы.

Кульминацией Великого поста является Страстная седмица. Здесь желательно присутствовать на каждой службе, особенно начиная со среды.

Понятно, что работающий человек не может присутствовать на многих церковных службах по многим причинам. Однако же он может в своей домашней молитве воспроизвести какие-то части богослужения Великого поста: почитать Великий покаянный канон, великопостную молитву св. Ефрема Сирина. Существует традиция — за Великий пост полностью прочитывать Евангелие.

Слово пастыря

«Великий пост – марш-бросок в духовной жизни»

Духовная жизнь требует напряжения, но постоянно в этом состоянии человек находиться не может. В течение церковного года есть периоды большего или меньшего духовного напряжения. Великий пост – марш-бросок, который совершает человек в духовном плане, период особого духовного делания.

Самым важным в течение Великого поста является покаяние: путь Великого поста – это путь покаяния. Пост призван побудить человека к изменению своей жизни, к повороту в сторону Бога. Хочется надеяться, что в грядущий Великий пост кто-то впервые придет к таинству исповеди, кто-то начнет регулярно участвовать в богослужении, кто-то впервые прочитает Евангелие или примирится со своими давними врагами. Пусть каждый постарается сделать хотя бы небольшой шаг в сторону Бога, и так постепенно будет созидаться духовная жизнь.

Невозможно жить духовной жизнью только Великим постом или только по воскресеньям, она требует постоянства, но всегда надо с чего-то начинать. Я знаю людей, которые активную церковную жизнь начали именно  с Великого поста. Одному начинать трудно, а вместе со всей Церковью, когда много людей начинает ходить в храм, поститься, каяться, это сделать легче.

Чтобы пост был в радость и приносил пользу, надо перед мысленным взором держать цель: для чего я пощусь, молюсь, посещаю храм, приступаю к таинствам церковным, и для чего я вообще живу? Конечно, проще соблюдать внешние атрибуты, но это неправильно, потому что если человек измеряет свою жизнь лишь внешним, он приходит к духовному фарисейству.

Недаром Великий пост предваряется четырьмя подготовительными неделями. Во время воскресной службы в начале каждой седмицы прихожанам предлагается тема для размышлений.

Первая неделя посвящена притче о мытаре и фарисее. Она как раз говорит о том, что внешнее в духовной жизни является лишь средством, и нельзя ограничиваться формальным исполнением обрядов, правил, ритуалов.

Вторая неделя – притча о блудном сыне. В ней заключено все Евангелие. В притче говорится о великой любви Божией, о том, что Бог ждет и готов каждого принять в Свои объятия, что нет такого греха, который Бог не мог бы простить, кроме греха нераскаянного.

Третья неделя — о Страшном Суде. Она предваряется родительской субботой, когда мы поминаем наших усопших. Это напоминание о том, что Бог — не только Любящий Отец, но и Праведный Судия, и что нам придется дать ответ за все наши дела слова и мысли.

И последняя неделя перед Великим постом – воспоминание об Адамовом изгнании, более известное как Прощеное воскресенье. Мы вспоминаем великую катастрофу, которая произошла давным-давно и живёт в нас до сих пор –  грехопадение. Перед началом поста Церковь призывает нас примириться со всеми, чтобы иметь возможность примириться с Богом.

У тех, кто впервые вступает в Великий пост, возникает много вопросов. Не надо стесняться обращаться с ними к священнику – лично, по телефону или через интернет.

Священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже

Подготовила Галина Саубанова

Лискинские известия №13 (13588) от 13 февраля 2018 года.

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *