Священник Павел Семёнов, клирик Вознесенского храма г. Воронежа. Доклад на Митрофановских церковно-исторических чтениях.
Уже не первый год во всех храмах Русской Православной Церкви проводятся обязательные беседы перед крещением и венчанием. Эта практика, которую некоторые считают модернистской, является вполне канонической и согласной с духом Священного Предания нашей Церкви. Господь, посылая апостолов на проповедь Евангелия, говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф.28:19-20) Прежде крещения Господь ставит научение. Катехизические беседы призваны помочь людям максимально осознанно подойти к участию в Таинстве и начать духовную жизнь в лоне Святой Церкви. Подавляющее большинство населения России не имеют самых элементарных знаний о вере, с которой себя идентифицирует. Незнание последовательно ведёт к игнорированию важнейших духовных принципов, заповедей Божиих. Нарушение заповедей разрушает жизнь отдельных людей, их семей и общества в целом. Воцерковление, включение человека в церковную жизнь, напротив, является основой гармоничной личности, крепкой семьи и процветающего общества.
В практике нашего прихода (Вознесенского храма г. Воронежа) проводятся две беседы перед крещением и перед венчанием. Беседу перед крещением должны пройти не только восприемники, но и родители, которые играют ведущую роль в воспитании детей. Вторая беседа проводится непосредственно перед совершением Таинства Крещения или Венчания. Кроме того, после совершения чинопоследования обязательно следует проповедь. Такая практика позволяет охватить наибольшее количество людей, не только участников Таинства (родителей, восприемников, брачующихся), но и родственников и друзей. Люди, на которых здесь, в первую очередь, обращена проповедь, посещают храм крайне редко и по особым обстоятельствам. Среди таких обстоятельств – крестины или свадьба родных и знакомых. Понятно, что упустив возможность посеять евангельское слово в подобных случаях, мы можем этих людей больше никогда не встретить в Церкви (только на отпевании).
Какие темы затрагиваются на катехизических беседах.
Как правило, мы имеем дело с невоцерковлёнными людьми, очень часто в той или иной степени предубеждённых по отношению к Церкви. Поэтому подготовительная беседа содержит миссионерские и апологетические темы. Человек, разум которого закрыт для Евангелия стеной предубеждения, не способен сразу воспринять непосредственно катехизический материал. Сначала необходимо разбить эту стену, развенчав самые популярные стереотипы о религии и Церкви: о «Боге в душе», «все религии равны», «жить по совести» и т.д.
Вероучительная часть в наших беседах ограничена самыми важными истинами в объёме Символа Веры. Большую долю в беседах составляет практическая часть, которая должна помочь новоначальным сделать первые конкретные шаги на пути к Богу и церковной жизни, поскольку Православие, прежде всего, жизнь с Богом, а не просто сухое учение. Речь идёт о Таинствах Крещения, Исповеди и Причащения, молитве, Евангелии и заповедях. Непосредственно перед совершением Таинств Крещения и Венчания мы говорим, как правило, об элементах чинопоследования, их сакраментальном и символическом значении. В заключительной проповеди мы подчёркиваем грань, разделяющую людей формально-верующих и живых практикующих христиан-членов Церкви, и на примере притчи о сеятеле говорим об искушениях на духовной пути.
Понятно, что воцерковление является общим лекарством для множества бед, среди которых и целый спектр семейных проблем. Вместе с этим, в наших беседах мы касаемся непосредственно вопросов семьи по следующим темам:
- Любовь. По мнению большинства людей, основой семьи должна быть любовь. Однако обычно под этим понимают влюблённость, страстность, любовь в плотском ключе. Свойством такой любви является спонтанность, непостоянство, избирательность, эгоистичность. Если в основании брака лежит только влюблённость – брак обречён в большинстве случаев. Настоящая любовь приобретается сознательно через самопожертвование, она всегда «вопреки», а не «за что-то», отдаёт, не требуя ничего взамен. Настоящая любовь не может сама «прийти» или «уйти». Таким образом, семья является школой любви, почвой для взращивания любви. Любовь, с этой точки зрения, является целью супружества. Важным моментом в браке является присутствие в отношениях третьей стороны – Бога. По мнению митрополита Афанасия Лимассольского, в брак нужно вступать ради Бога. Эгоистичный мотив «для себя» ведёт к быстрому разладу в семье и разрушению брака, поскольку страсти прогрессируют и расширяются, если им дать волю. Благородный мотив вступления в брак «для другого» опасен, поскольку «другой» является грешным и немощным человеком, способным на предательство, измену, оскорбление. По-человечески возможно любить только того, кто тебе приятен и мил. Но в силу переменчивости и греховной поврежденности человека в браке случаются охлаждения чувств, привыкание, конфликты. Они разрушают любовь, если она не связана с Богом. Когда любят «человека ради человека», всегда ждут взаимности. Этот путь чреват разочарованием и крушением надежд. Самым лучшим и крепким мотивом является вступление в брак «ради Бога». Бог – это Тот, кто никогда не оставит, не предаст и не изменит. Бог – источник подлинной любви, через любовь к Нему мы приобретаем любовь к ближнему. Таким образом, здесь вновь проглядывается необходимость церковной жизни для соединения с Подателем любви — Богом. Без Бога брак остаётся лишь земным союзом, который исчезает в жерновах смерти. С Богом брак приобретает перспективу продолжения в вечности. Однако церковный брак становится не только и не столько посредством венчания, сколько через духовную жизнь супругов в Церкви.
- Сущность брака. Бытует ложное мнение, будто законный союз людей без венчания ничего не значит для Бога. Поэтому многие не спешат венчаться и не ценят те отношения, которые у них сложились. В беседах мы подчёркиваем сакраментальность брака как такового. Невенчанный брак нельзя назвать совершенным, но это брак, а не игра, Церковь признаёт его, в отличие от т.н. «гражданского брака»-блудного сожительства. В Требнике Бог называется «священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель». Т.е., брак является таинством по своей природе, поскольку люди становятся одной плотью, одним целым. Родство мужа и жены, с церковной точки зрения, превосходит родство детей и родителей, братьев и сестёр. Разрыв брачных отношений, с этой точки зрения, уподобляется отречению от своих родителей и самоубийству.
- Супружеские отношения. Церковь никогда не гнушалась брачным ложем, благословляя его в Таинстве Венчания и анафематствуя тех, кто считал брак несовместимым с христианством. В наше время половые отношения считают чуть ли ни главным в жизни. Эксплуатируя половой инстинкт, в обществе создали культ блуда и сексуальных отношений. Поэтому брак воспринимается многими как возможность иметь постоянного полового партнёра. Подобное выпячивание телесной стороны брака ведёт к дисгармонии, потребительскому отношению к ближнему и распаду семьи. Ни в чём себе не отказывая, люди взращивают зверя, который в критический момент вырывается наружу. Супружеские измены, связи на стороне, к сожалению, стали частым явлением. Что самое страшное, грех прелюбодеяния получает в современном мире оправдание и романтизируется. С точки зрения Церкви, супружеская неверность является одним из смертных грехов, лишающих человека спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9,10). Измена – это самое гнусное предательство, лишающее человека чести и достоинства и превращающее его в скотину. Важно понимать, что предательство начинается с похотливой мысли, нечистого взгляда, скабрезной шутки. Чтобы не дать чудовищу вырасти, нужно давить его на корню, ради верности Богу и своей семье хранить свой ум, сердце, чувства от всего, что ведёт к греху. Церковь предлагает супружеский пост как важное средство духовного роста и умножения любви. Пост позволяет супругам подняться над своей страстной природой и посмотреть друг на друга чистыми, незамутнёнными глазами, увидеть друг в друге живую личность, а не средство к удовлетворению похоти. Кончено, это средство духовной жизни возможно и полезно только по взаимному и добровольному согласию супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор.7:4-6).
- Деторождение и проблема бесплодия. Рождение и воспитание детей является одной из важнейших функций семьи. Дети считались благословением Небес во всех традиционных культурах. В наше время детей воспринимают в качестве декоративных собачек. Их «планируют» и «заводят», когда «поживут для себя», чтобы умиляться и играть с ними как с живыми куклами. Такой подход культивируют эгоизм, как в самих родителях, так и в детях, которые становятся жертвой эгоизма родителей. Другой стороной эгоистического мировоззрения является проблема бесплодия. Часто бывает, что сначала не хотят детей, прибегая к абортам и контрацепции (иногда абортивной), а потом не могут зачать ребёнка. Желание иметь ребёнка несмотря ни на что приводит людей к внебрачным связям, экстракорпоральным методам оплодотворения с уничтожением «лишних» эмбрионов, донорству половых клеток, суррогатному материнству. В этой сфере люди совершенно не различают границ дозволенного. Поэтому мы подчёркиваем, что уклонение от рождения детей без серьёзных оснований, использование неодобренных Церковью достижений репродуктологии являются грехом и разрушают брак.
- Иерархия в семье. В современной модели семьи главой, осью вращения, пупом земли является ребёнок. Этому способствует искусственный, во многом коммерческий, культ детства с тоннами игрушек, одежды и развлечений. Подобный подход выращивает эгоиста-потребителя, не способного ни к семейной жизни, ни к созидательной деятельности. В гармоничной традиционной семье главой является муж. Власть мужа в семье не приобретается внешним давлением. Это то, что женщина должна дать мужчине, приняв его предложение руки и сердца. Это власть любви, подобная власти Христа в Церкви. Главенство – это не командование в привычном смысле, а ответственность и забота обо всём семейном организме. Счастье женщины в том, чтобы быть ЗА мужем. Это очень важно и для детей. В семье, где отца воспринимают как главу, ребёнок учится смирению, пониманию, что есть кто-то мудрее, важнее и сильнее его. Такое воспитание – основа гармоничной личности. Счастье и благословение женщины – в рождении, воспитании детей и хранении домашнего очага. Современные экономические условия, помимо женских амбиций, зачастую заставляют женщину работать. Но всё равно для жены и матери дом и семья должны быть на первом месте, иначе неизбежны проблемы. Если женщина, достигшая больших высот в карьере, не реализует себя, как жена и мать, она, как правило, глубоко несчастна.
В подготовительных беседах важен момент контакта, знакомства со священником, позволяющий впоследствии свободно обратиться к нему в случае необходимости. Частные исповеди, личное общение со священником супругов вместе или по отдельности спасли и спасают многие семьи. Священник в данном случае выступает в качестве медиатора, посредника, «третейского судьи», который заинтересован в общей пользе и сохранении семьи. Таким образом, на каждом приходе имеется целый арсенал средств для борьбы за сохранение семьи. Не воспользоваться этим арсеналом будет большой ошибкой и тяжким грехом перед Богом, Церковью и нашей Родиной.