Священник Павел Семёнов
В дни празднования Крещения Господа нашего Иисуса Христа, когда великим чином освящается и раздаётся верующим святая вода-агиасма, будем помнить о той цели, ради которой всё это делается. Агиасма – это святыня, предназначенная для освящения. Однако пользу (само освящение) получит лишь тот, кто правильно, по-христиански относится к этой святыни, не оставляет важнейшего в духовной жизни — православной веры, церковных Таинств и подвига, без которых нельзя называться христианином и членом Православной Церкви. Духовная жизнь имеет три основания: вероучение, церковные Таинства и подвиг. Если игнорировать хотя бы одно и них, то вера будет бесплодна, а наше спасение крайне сомнительно.
- Православное вероучение.
Догматы, божественные истины, данные нам в Откровении, не являются чем-то чисто теоретическим и сухим, как полагаю некоторые. Они, по слову А.С. Хомякова, «верстовые столбы», помогающие не сбиться с правильного пути. Далеко не безразлично, какое представление о Боге предлагается нам в той или иной религии. «Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Лжеучение о «сверхдолжных заслугах» в католичестве привели к появлению индульгенции. Протестанты начали с того, что поколебали авторитет церковного учения, а окончили тем, что сейчас во многих протестантских конфессиях приветствуются однополые браки даже среди пасторов. Кощунственное и антиисторическое предположение о том, что Иисус Христос «мифологическая личность» родилось именно в среде протестантов, а не воинствующих безбожников.
- Таинства Церкви.
Через церковные Таинства верующим подаётся спасительная божественная благодать, которая очищает наши грехи, врачует немощи и соединяет нас с Богом и ближними в Одно Тело – Церковь Христову. Можно сколько угодно мечтать о «боге в душе», придумывать своё «евангелие», пытаться своими силами чего-то добиться, однако только через церковные Таинства можно спастись и подлинно обрести Бога в своём сердце. Церковные каноны решительно утверждают, что человек, не приступающий регулярно к Таинству Святого Причащения, находится вне Церкви, не является истинным христианином, «не имеет в себе жизни» (ср.Ин.6:53). Без помощи Божией мы не можем сделать ничего достойное Вечности (ср. Ин.15:5), не можем спасти самих себя, как барон Мюнхаузен вытащил себя за волосы из болота. Мы регулярно моем и питаем наше тело, почему же оставляем в грязи и голоде нашу душу, лишая её очищения и пищи – Исповеди и Причащения?
- Подвиг.
Христианский подвиг означает личное движение человека навстречу Богу. Христианство отличается от магии тем, что требует обязательного участия человека, его ума, чувства и воли во всех церковных действиях. Без живого участия, осознанного подхода даже святые Таинства будут человеку во вред и в осуждение (см.1 Кор.11:27-30). Подвижничество должно заключаться в уклонении от греха, борьбе со страстями и понуждении себя к исполнению заповедей Божиих, усердной молитве, делам милосердия, внимательному рассмотрению своего духовного состояния, деятельному чтению Слова Божьего (христианин без знания Евангелия, как водитель без ПДД!) и душеполезных книг, благоговейному и регулярному участию в Таинствах Исповеди и Причащения. Без подвига наше христианство превращается лишь в красивую философию, некий музейный экспонат, голое признание бытия Бога, которое ничего не меняет в нас и нашей жизни. Господь наделил нас свободой и ждёт нашего обращения к Нему.
Почему мы бываем несчастны? Потому что не встретились с Богом, Который есть Любовь, Счастье, Благость. Мы можем ставить свечи, иметь дома иконы, красить яйца и освящать куличи на Пасху, выстаивать очереди за св. водой и быть глубоко несчастными, потому что сами по себе, в отрыве от своего изначального смысла, эти действия не изменят в нашей жизни ничего. Для того чтобы обрести Бога, нужно воцерковиться, осознанно стать христианами, членами Церкви Христовой в действительности, а не только по названию. Возможностей для воцерковления много: открыты храмы, доступна православная литература и интернет-ресурсы, ведутся беседы об основах Православия для всех желающих. Стыдно не отсутствие знаний, а отсутствие стремления их приобрести, равнодушие к главным вопросам бытия – для чего я живу.