Успенский пост посвящен Богоматери и завершается праздником Ее Успения. Успение Пресвятой Богородицы венчает годовой круг самых главных христианских праздников, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. О сути Успенского поста и связанными с ним народными традициями рассказал священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже.
— Успенский пост длится две недели – с 14 по 27 августа. Успение означает сон. Мы говорим, что Матерь Божия, а вслед за Ней и все верующие, не умерли, а уснули, преставились, т.е., перешли от жизни земной к жизни вечной. Успение является результатом той победы, которую одержал Иисус Христос над смертью. Отныне для христианина смерть перестает быть чем-то фатальным, ужасным, и становится переходом к блаженной вечности.
Успенский пост — строгий, однако разрешается вкушение рыбы в день Преображения Господня (19 августа), а для нашей епархии – в дни памяти святителей Митрофана Воронежского (20 августа) и Тихона Задонского (26 августа). Важно помнить, что пост следует соблюдать не только в еде. Необходимо воздерживаться от пустых разговоров, увеселительных мероприятий, телевизора и интернета. Во время поста мы должны быть более усердны в молитве, в чтении Евангелия и духовной литературы, посещении храма, участвовать в таинствах исповеди и причащения.
Главные праздники Успенского поста
Начинается Успенский пост 14 августа праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день особо почитается Крест: «происхождение», или «предъисхождение», то есть «несение впереди» креста подразумевает совершение шествия с ним. Во время эпидемий, войн и других народных бедствий крестным ходом обходили город, люди прикладывались к кресту и получали благодатную помощь. Первоначально праздник Изнесения Святого Креста был связан с победами двух христианских полководцев – византийского императора Мануила и русского князя Андрея Боголюбского. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIV веках он утвердился во всех Православных Церквях, на Руси появился в конце XIV века.
Этот праздник совпадает с Медовым Спасом. Раньше все события народной жизни были связаны с церковным календарём. В августе в нашей полосе поспевают плоды, появляется первый урожай мёда, отсюда появилась традиция освящения даров природы в дни церковных праздников – Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас. К сожалению, в сознании многих людей момент освящение фруктов, орехов и мёда приобрел доминирующее значение и вытеснил духовный смысл праздников.
Яблочный Спас совпадает с праздником Преображения Господня, который отмечается 19 августа. Он указывает на цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святого, личное преображение человека. В этот день вспоминаются евангельские события, когда Господь Иисус Христос преобразился перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Лицо и одежды Его стали ослепительно белыми, белее солнца. Апостолы увидели рядом со Спасителем пророков Моисея и Ильи. Петр, желая пребывать в этом состоянии, сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три палатки: одну для Тебя, одну для Моисея и одну для Илии». Но тут их осенило сияющее облако и раздался Голос: «Это – Сын Мой Возлюбленный, Тот, в Ком Моё благоволение! Его слушайте!».
Таким образом, в Преображении Господь Иисус Христос явил Своё Божество, чтобы уверить всех в добровольности Своей грядущей Крестной Жертвы за грехи всего мира. Господь показал грядущую славу, к которой призваны и могут быть причастны христиане.
Известно, что секулярный мир полагает счастье человека во внешнем преобразовании мира. Но на деле научно-технический прогресс едва ли осчастливил кого-то. Мы наблюдаем такие же проявления жестокости, кровожадности, как и в глубокой древности. Евангелие говорит нам о том, что счастье человека – в преображении внутреннем. Это прекрасно выразил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Обратись к Богу, очисти себя от греха, изменись, обрети благодать, — и ты обретёшь счастье для себя и ближних. В этом духовный смысл праздника Преображения Господня, его личное измерение для нас.
Ореховый, или Хлебный Спас совпадает с праздником перенесения Нерукотворного Образа Спасителя, который приходится на 29 августа, уже за пределами Успенского поста. Эдесский царь Авгарь захотел получить портрет Иисуса Христа и послал к нему живописца Ананию. Но художник никак не мог уловить черты лица Спасителя, так как Он все время был занят общением с людьми. Заметив это, Господь умылся и вытерся платом, и на его поверхности запечатлелся Божественный Лик Спасителя. Эта икона хранилась во вратах города долгое время, но в результате иконоборческих гонений и нашествия крестоносцев была утеряна.
Эдесское царство было первым христианским государством, где Авгарь упразднил идолопочитание и утвердил веру в Господа Иисуса Христа.
Известно несколько нерукотворных образов Иисуса Христа. Например, «плат святой Вероники», который она протянула Иисусу по пути на Голгофу, и Господь вытер им лицо. На плате также запечатлелся Лик. Еще одна известная святыня, сохранившаяся до наших дней — Туринская плащаница, в которую было завернуто Тело Спасителя. Туринскую плащаницу даже называют «пятым Евангелием».
Образы Господа, Пресвятой Богородицы, святых являются и в наши дни. Я был свидетелем такого чудо. В одном сельском храме на обратной стороне шкафа, где хранилась церковная утварь, проявился Лик Спасителя, как бы выжженный изнутри. Но следует помнить, что Господь являет чудеса не для того, чтобы нас удивить, это особый знак.
Слово пастыря
Успение – Богородичная Пасха
В Греции Успение Божьей Матери называется Богородичной Пасхой, этот день является выходным, и его сопровождают особые торжества.
Матерь Божия особо почитается в православии. Благодаря тому, что на свет появилась Дева Мария, стало возможным пришествие в мир Сына Божия. Пресвятая Дева Мария – это самое лучшее, что могло дать человечество Богу.
Богородица является первым человеком, достигшим полноты единения с Богом. Причём, Церковь воспевает Её как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», то есть выше ангелов. Богоматерь является ходатаицей за весь человеческий род. Издревле верующие люди в своих бедах обращались к Пресвятой Богородицы, прося молитвенного предстательства пред Ее Божественным Сыном. Поэтому так много икон и храмов в честь Пресвятой Богородицы, и ей посвящен особый пост.
Как мы уже говорили, в народной традиции Успенский пост связан с так называемыми Спасами: Медовым, Яблочным, Ореховым (Хлебным). Христианин освящает свою жизнь и все, что он делает. Он освящает и плоды своих трудов. Известно, что в Ветхом Завете первые плоды отделяли и приносили в жертву Богу. Это приношение освящало весь урожай и являлось выражением благодарности.
Но люди не только освящают плоды для себя, а еще и делятся с теми, у кого их нет. Об этом не нужно забывать: мы должны совершать дела любви, дела милосердия. Без этого не может быть ни настоящего поста, ни настоящей христианской жизни.
Священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже
Подготовила Галина Саубанова
Лискинские известия