В ночь с 16 на 17 июля исполняется 100 лет со дня расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Русская православная церковь 17 июля отмечает День памяти святых Царственных страстотерпцев. За что канонизированы Николай II и его семья, рассказал священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже.
Развенчание мифов
Накануне революции была развязана настоящая информационная война против царской семьи, в ход шла самая гнусная и отвратительная клевета. Ясно, кому это было на руку. В советское время ходило много мифов о семье последнего российского императора. Сейчас опубликованы документы, письма и мемуары, стали известны многие факты биографии Романовых, поэтому эти мифы легко опровергнуть. Например, считалось, что Николай II развязал русско-японскую войну, хотя японская эскадра первой атаковала русский флот. Или царь якобы отдал приказ расправиться с мирной демонстрацией в «кровавое воскресенье» — этого никак не могло быть, так как в этот день Николай II был в Царском селе, а не в Зимнем дворце. Зато известно, что спровоцировали кровопролитие вооруженные провокаторы, стрелявшие из толпы в полицию.
Принято считать, что Николай II был слабым военачальником. Но, как известно, пока в начале Первой мировой войны армией командовал Великий князь Николай Николаевич, армия терпела поражение. Лишь когда Николай II взял на себя командование, ситуация изменилась. При нем произошел и знаменитый Брусиловский прорыв. Николай II до последней возможности пытался оттянуть время вступления в войну, как следует из его переписки с послом Российской империи в Болгарии.
Особое место занимает личность Григория Распутина. Чего только не говорили о его влиянии на политику империи. Временное правительство создало особый комитет, изучивший этот вопрос. Кстати, секретарём этой комиссии был поэт Александр Блок. Комиссии не нашла никаких фактов влияния Распутина на императора.
Страстотерпцы или мученики?
Государь Николай II и его семья канонизированы в чине страстотерпцев. Мученики – это христиане, пострадавшие непосредственно за веру Христову. Страстотерпцы по-христиански переносят мучения и смерть. На Руси первыми страстотерпцами были князья Борис и Глеб – они убиты не за то, что были христианами, а потому что Святополк Окаянный счел их претендентами на престол.
Члены царской семьи показали пример христианского терпения и мужества, когда все от них отвернулись, предали. Они долго жили в изоляции в Тобольске, достойно переносили все испытания и кровью увенчали свой жизненный путь. Убийство их было жестоким, вероломным. Доказано, что это был не произвол местных властей, а спланированная акция, которую подготовила большевистская верхушка в Москве.
Пострадали и верноподданные царской семьи. Недавно канонизировали доктора Евгения Боткина, лейб-медика семьи Николая II. У него была возможность оставить Романовых, но он остался верен своему врачебному долгу до конца и принял мученическую кончину.
Предложение о канонизации царской семьи много раз вызывало бурные дискуссии. Первая попытка не удалась, и вопрос был отложен до момента, когда будут изучены имеющиеся материалы. Вторая попытка была успешной, и царская семья была канонизирована единогласно.
Мне вспоминается рассказ архиерея, одного из противников канонизации — в ней он видел политический подтекст. Но однажды он совершал панихиду на месте уничтоженного Ипатьевского дома, и вдруг почувствовал живое присутствие царской семьи. Несмотря на сильный мороз, архиерей встал на колени, повинуясь этому необъяснимому ощущению. Когда закончилось заупокойное богослужение, он увидел, что все присутствующие тоже стоят на коленях в снегу. Они объяснили это тем, что тоже почувствовали незримое присутствие царственных страстотерпцев. Тогда владыка переменил мнение о канонизации. Таким образом, Сам Бог вразумил членов комиссии, помимо, конечно, серьёзной работы по изучению всех имеющихся материалов.
Важно отметить, что не люди определяют, кто святой, а кто нет. Святых являет Бог. При канонизации учитывают три фактора: православное исповедание, народное почитание и чудеса, через которые нередко Господь указывает на своих избранников. Про жизнь некоторых святых нам ничего не известно, кроме того, что были обретены их мощи, происходили чудеса, и совершалась канонизация этих святых. Царственные страстотерпцы раньше, чем в России, были прославлены в Русской Православной Церкви Заграницей, там были написаны первых их иконы, происходило немало чудес.
Державная икона
В Воронеже, как и по всей России, в честь царственных страстотерпцев совершается торжественные богослужения. Памяти святых страстотерпцев посвящен крестный ход в село Избище. В 2017 году, в год крушения Российской империи, для Воронежской митрополии была написана икона Пресвятой Богородицы «Державная» с предстоящим святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским и царём-страстотерпцем Николаем II. Она была освящена и совершила паломничество по храмам Воронежской, Борисоглебской и Россошанской епархий.
Изначально икона Божией Матери «Державная» была обретена 2(15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II.
Икону нашла крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова. Она рассказала настоятелю Вознесенского храма в Коломенском, что Богородица явилась ей во сне и велела отыскать в этой церкви старую («черную») икону. В подвалах храма действительно была найдена большая почерневшая от времени икона. Ее обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. Она изображает Богородицу, в руках которой – скипетр и держава. Явление этой иконы в год крушения Российской Империи стало для православных верующих знаком, что в отсутствие царя Царица Небесная является первой заступницей русского народа. Державная икона Божией Матери сохранилась до нашего времени и находится в Казанском храме с. Коломенское.
Россия отреклась от царя
Для меня царская семья, прежде всего — это образец христианской семьи, эталон отношения супругов друг к другу и к детям. Однажды мне попалась аудиозапись с дневниковыми выдержками Александры Федоровны Романовой, в которых она размышляет о семейной жизни. Я был потрясён! Так чисто и возвышенно говорить о браке, казалось, может только ангел. Советовал бы всем обратиться к этим потрясающим дневниковым записям, а также письмам Николая II и Александры Фёдоровны. В наш век развала института семьи и разгула пошлости пример настоящей любви этих людей крайне ценен и важен.
В лице царственных страстотерпцев и всех новомучеников ХХ века мы необратимо потеряли лучших представителей интеллигенции, людей высочайшего ума и такта, цвет нации. Можно ли себе представить первую леди с совсем ещё юными цесаревнами в военном госпитале среди стонов, кровавых бинтов, мёртвых тел, как царица Александра с дочерями? Возможно ли, чтобы первое лицо величайшей империи мира все личные средства употребил для помощи раненым, как сделал Николай Второй? Или кто из высшего света смог бы пойти с крестом и Евангелием к убийце собственного мужа, останки которого пришлось собственноручно собирать, как поступила св. Елизавета Фёдоровна?
По сути, не царь отрекся от России, а Россия отреклась от царя. Сейчас уже известно, что отречение Николая II от престола было вынужденным. Царь находился в изоляции, от него отреклись все военачальники, кроме адмирала Колчака, и убеждали его отречься. Насколько правомочным было отречение – вопрос спорный, оригинал документа не сохранился, существует только копия. Поэтому многие историки вполне аргументированно полагают, что это фальшивка.
Николай II не хотел идти по кровавому пути, несмотря на то, что его называли «кровавым». Он шел на большие уступки недовольным людям. Но народная волна, желавшая свержения монархии, была чрезвычайно сильной, и преодолеть ее вряд ли было возможно. Насколько был прав Николай II – не нам судить. Император поступил благородно – он решил уйти, чтобы люди получили то, что хотели, мирным путем, и не стал вести войну против своего народа, отрекшегося от него.
Священник Павел Семенов, клирик Вознесенского храма в Воронеже
Подготовила Галина Саубанова
Лискинские известия