Врач, «Желаемый всеми народами» (Агг. 2, 7)

Священник Павел Семёнов, клирик Вознесенского храма г. Воронежа.

С древнейших времён человечество страдало от страшной болезни опаснее рака, фатальней ВИЧ-инфекции. Её имя – грех. Грех разлучил человека с Богом, исказив его природу. Грех несёт страдания и превращает землю в ад. Эта болезнь, передаваемая из поколения в поколение, неизбежно приводит к тлению и смерти. Величайшие и мудрейшие земные врачи-философы пытались найти лекарство от этой болезни. Но единственное, к чему они пришли – осознанию того, что человеческая мудрость бессильна перед довлеющей силой зла и смерти. Для решения проблемы жизни и смерти нужно было чудо. Так Сократ говорил: «Не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих». Платон утверждал, что «не быть на земле порядка, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу». Конфуций провозвещал: «Я… слышал слова о том, что в западных землях явится святой человек, который, не прибегая к управлению, предотвратит смуты; ничего не говоря, вдохнет стихийную веру; ничего не меняя, совершит бесчисленные достойные деяния». Индийцы, изнемогая под тяжестью кармы, восклицали: «Когда же родится Спаситель?».

И вот в мир, находящийся под гнётом недоумений, страданий и смерти, приходит Иисус Христос как Искусный Врач, Единственный, Кто может исцелить человечество от смертельной пандемии греха. У сербского святого ХХ века, прп. Иустина (Поповича) есть интересная мысль о том, что только Тот Бог имеет право на бытие, Который не отстраняется от человеческой боли. Наш Бог страдает вместе с нами и вместо нас. Для того чтобы спасти мир, умерев на Кресте, Царь царей и Господь господ приходит на землю в смиренном, рабском виде. Вся земная жизнь Христа – сплошное служение, сплошная жертва. Бог воплощается, становится подобным нам во всём, кроме греха, терпит все тяготы земного существования, восходит на Голгофу, умирает на Кресте, чтобы принести Себя в Жертву за грехи мира. Бог воплощается, чтобы стать нам доступным, понятным, осязаемым. Теперь мы можем изображать Его на святых иконах, читать Его слова в Евангелии, причащаться Ему в Церковных Таинствах и входить в теснейшее единение с Ним. Ведь одно дело размышлять и говорить о пище, другое – вкушать её. Христос преодолевает непреодолимую пропасть между Творцом и творением, Богом и человеком. Христос примиряет Небо с землёй, возвращает человеку его достоинство, даёт ему подлинный смысл жизни. Христос приходит на землю не как очередной учитель нравственности, но как Спаситель. Интересно, что в греческом языке слова «спасение» и «исцеление» звучат одинаково. Спасти означает исцелить, сделать цельной человеческую природу, больную грехом. Он приносит благую весть о возможности исцелиться от смертельной болезни: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Христос не просто подавляет симптомы, Он устраняет самую причину болезни – разобщение Бога и человека. Христос создаёт больницу-Церковь, где посредством терапевтического процесса духовной жизни происходит наше воссоединение с Ним и исцеление. Чтобы исцелиться, необходимо доверять Врачу, следуя больничному режиму и строго выполняя все назначения. В Церкви человек лечится от греха, избавляется от страстей, преодолевает тление. Смерть становится для него успением, переходом в жизнь вечную. Исцелённый человек восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). Поэтому христиане с такой радостью вспоминают Событие, произошедшее более 2000 лет назад в Вифлеемской пещере. Светлый Образ Богочеловека заставил многих восклицать вместе с Достоевским: ««Я верю, что нет никого прекраснее, глубже и совершеннее Иисуса. Я говорю себе, что не только нет, но и не может быть никого, подобного Ему. Даже те люди, которые отвергают и критикуют христианство, всё равно в глубине души следуют христианскому идеалу, потому что ни холодный разум, ни пылкое сердце человека не в силах породить более высокий идеал добродетели, чем тот, что заповедал нам Христос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *