Наука и религия. Часть 1

590324_704389Предлагаем к ознакомлению цикл статей, вошедших в дипломную работу настоятеля Вознесенского храма, протоиерея Виктора Праздничного. В статьях затрагиваются вопросы, связанные с наукой и религией. Статьи будут появляться на сайте еженедельно.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является осмысление взаимодействия двух сфер человеческого познания мира: веры и разума, влияние на миропонимание науки и религии.

Миссия христианства в мире выражается в одном слове – «спасение». Церковь как мать, заботящаяся в первую очередь о душах находящихся в ее ограде, помимо решения основного вопроса богосыновства по благодати призывает, особенно в последнее время, решать и другие немаловажные вопросы, которые, по сути, для многих являются камнем преткновения. Так люди искусства должны знать, как воспитывать в себе религиозные чувства, которые помогли бы им увидеть, что не есть искусственность («искусство» — «искусственность»), люди, занимающиеся вопросами этики и морали (педагоги, психологи), должны знать о православных традициях, проверенных 2000-летним человеческим опытом. Те же, кто занят изучением явлений и законов окружающего мира, т.е. наукой, должны понять, каким образом могут взаимодействовать наука и религия в познании человеком окружающего мира и себя самого.

В наш 21-й век апологетам приходится заново напоминать людям, с одной стороны, что является христианским мировоззрением, с другой, — подробно объяснять, что не является учением Церкви, защищая подлинное учение от необоснованных нападок и извращений. Большая часть не толерантных заявлений в адрес христианства основано на искаженных представлениях о нем. Восстановление истинного смысла христианского учения, оглашение его сути и форм является лучшим ответом на подобные выпады. Как сказал Анри де Любак: «Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней»(1). И задача наша — постоянное свидетельство, находится ли мир в относительном мире или полыхает в зареве пожаров; проходит ли беседа за круглым столом или исповедника истины ведут на смертную казнь.

Мы показываем человечеству перспективу его развития и призываем к тому, что в трудах святых отцов называется обожением, т.е. преображению себя, всех и вся, что входит с нами в соприкосновение.

Догмат о Воплощении Бога Слова, добровольной смерти Христа за человечество и Воскресении должен стать основным камнем, на котором человек смог бы строить здание собственного богообщения. Тогда станет возможным то, что у преподобного Серафима Саровского называется «стяжанием Святого Духа», т.е. проникновение Духа Христова во все сферы бытия человеческого. Личная жизнь каждого, согласно учению нашего Спасителя, неразрывно связана с жизнью других людей. С точки зрения христианства, человечество не простая сумма людей, но живое связанное целое. И если первородный грех – это раковая метастаза, делающая организм человечества больным и тленным, то благодать Христова – это новое семя нового небесного Иерусалима – Церкви, за которую была пролита драгоценная Кровь и в которой «все тело составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2,19). Идея солидарной ответственности друг перед другом и перед Богом в этом контексте имеет особую силу. А понятие соборности представляется уже в другом свете и осмыслении.

Говоря об ответственности человека, вспомним, как об этом сказано у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы»: «Здесь дьявол борется с Богом и место борьбы – сердце человеческое». Ложь – она и коварна тем, что принимает личину праведности, разумного порядка и благих намерений. Сколько раз на день человек вкушает этих конфет лжи в красивых фантиках, но со смертельным содержанием! Наука как сфера человеческого бытия не осталась без внимания определенной группы лиц, и ее пытались и пытаются эксплуатировать в своих человеконенавистнических целях, извращать, завернув в фольгу идеологических догм, искажая предназначение науки, ее развитие и место в человеческом миропознании.

В данной работе будет сделана попытка объяснить:

1) Что есть наука

2) Почему ее нельзя боготворить

3) Почему она не может заменить религию

4) В чем возможно сотрудничество сфер религиозной и научной

1. ВЕРА И НЕВЕРИЕ КАК НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Борьба веры и неверия проходит через всю историю человечества. И даже в среде христиан это внутреннее противостояние не переставало иметь место. Если во время земной жизни Спасителя, засвидетельствованной многими сверхъестественными явлениями и знамениями, возникали частые недоумения и у присутствующих звучал вопрос: «Кто это?» и многие, соблазнившись, отходили от Него, то кто может сейчас сказать, что не имеет того, что у апостола Иакова называется «двоящимися мыслями» (Иак. 1,8).

«Путь веры был и остался путем всецелой отдачи себя Богу, как высшей Правде; иначе говоря, путь веры труден для тех, в ком нет внутренней целостности» (проф. Зеньковский. С.5). Когда человек перестает искать истину, он погружается в духовный сон, запросы духа замирают, чувства духовные атрофируются за ненадобностью. Человек при жизни, по замечанию святых отцов превращается в труп.

Разрыв с церковным единством многих лиц, особенно начиная с XVIII века, дал толчок тому, что называется автономией разума с глобальной перспективой незаметно поменять само естество человека, превратив его, по выражению архимандрита Августина, в некий «гегелевский абстракт». По словам математика Геннадия Колябина, эпоха «просвещения» среди высших слоев общества выдвинула ложную идею о самодостаточности человеческого разума и опыта для полного объяснения всех природных явлений. Люди создали новый идол, перед которым и сейчас многие воскуривают фимиам своих сил и сердец, — науку.

Опасно служение этому идолу, как и многим другим, про которых сказано, что они «дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс. 113, 12-17). Служение это превращает человека или в бездуховное существо, или далеко не в высоко моральную личность.

Протоиерей Виктор Праздничный

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *