«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар.16:15-18).
Почему мы сейчас так далеки от этого? С каждым поколением иллюстраций к этим словам Спасителя всё меньше и меньше, хотя они есть и сейчас. Понятно, что всё дело в нас. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).
Хочется поговорить об исцелениях. Наверное, у каждого были ситуации, когда хотелось остро помочь какому-то человеку при тупиковой или почти тупиковой перспективе. Конечно, христианин начинает в это время усиленно молиться. И тут возникают, у меня, по крайней мере, два противоречивых чувства: с одной стороны, ощущение удалённости от Бога, щемящей богооставленности. Мы оставили живую веру, Живого Бога, перестали Его искать, прикрывшись и успокоившись формой, буквой, в лучшем случае. Экстремальная ситуация безвыходного положения, когда ни на кого и ни на что земное надеяться нельзя, возвращает нас в реальность, заставляет обратить лицо к Источнику живота и увидеть разделяющую нас пропасть.
Второе чувство, собственно, причина первого — чувство подрезанных крыльев, нехватки воздуха при глубоком погружении, сытого брюха.
Чтобы просить у царя, надо достигнуть дворца. Чтобы молиться Богу об исцелении, необходимо всеми силами души стремиться к Нему, быть с Ним, необходимо дерзновение. Оно достигается подвигом самоотречения, чистотой жизни, глубочайшей сосредоточенностью в Боге. Старец Паисий говорил: «Нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее». Как хананеянка, как вдовица из притчи о немилосердном судье, как слепец Вартимей. Нельзя молиться «вполсилы», требуется в каждое слово прошения вкладывать сердце, пот и кровь. Причём особо требуется чистота. Возможно ли чисто и горячо молиться, пребывая в сытом комфорте, распалённой чувственности? И когда придавлен к полу своими грехами, можно просить Бога о чуде ином, кроме как об очищении собственной души? Покаяние – это основание любой молитвы, тем более, молитвы об исцелении. Только исцелившись духовно, примирившись с Богом, став живой клеткой тела Церкви, можно просить Господа обо всём прочем, будь-то исцеление или ещё что-то.
Один мужчина, семейный человек, исцелился от рака, когда, узнав о страшном диагнозе, удалился в лес и провёл в молитве несколько недель. Другой молодой человек, наркоман, получив положительный анализ на ВИЧ, стал жить в монастыре и через полгода диагноз сняли. В обоих случаях было настоящее покаяние, «метанойа», поворот к Богу на 180 градусов от своей прежней греховной жизни. Это самое важное.
Дерзновение в молитве достигается через жертву. «Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что просто произношу хорошие слова [бросаю их на ветер]. Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому. Поэтому, когда люди просят вас помолиться о больном, говорите им, чтобы сами они тоже молились или, по крайней мере, старались избавиться от своих недостатков. Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?» Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого! Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать» (старец Паисий Святогорец).
Чем ближе мы к Богу, тем чище и действенней наша молитва. Один афонский старец на вопрос о том, как помочь близким, сказал: «Станьте святыми!». Рецепт прост и одинаков на все времена. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — затёртая, но гениальная в своей правдивости и глубине цитата!
Ах, как это далеко от экзальтированных речей протестантов, считающих себя находящимися в мере святых апостолов! Они способны «исцелить» только истеричных людей. Их методики, по сути, ничем не отличаются от некоторых иррациональных методов психотерапии.
Благодать же Христова врачует лишь души смиренные, очищенные покаянием в тишине и мире, доставляя им высшее благо, несравнимое ни с каким телесным исцелением.
Священник Павел Семёнов